МУЗЫКА АЙНУРОВ

Отец Шейн Пеццутти, FSSPX

Из рождественской проповеди в Санкт-Петербурге (25 Дек. 2018):

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Дорогие верные, прежде всего я хочу пожелать всем вам счастливого Рождества! И особенно хочу поблагодарить тех, кто помогал готовить часовню к этому празднику: координаторов часовни, министрантов и всех верных, кто помогал.

Многие из вас наверняка слышали о знаменитом католическом писателе Джоне Толкине. Вы все, конечно же, знаете о его произведениях Хоббит и Властелин Колец. Он также написал другую прекрасную книгу - Сильмарилион. В этой книги пять частей. Первая часть называется Айнулиндалей. Она повествует о создании той вселенной, в которой существуют эльфы, хоббиты и все остальные. Имя создателя этого мира - Илуватар. Сначала он сотворил айнуров. Это духовные существа, подобные ангелам.

Илуватар обучает айнуров искусству музыки, и музыка становится для них сутью их существования. Создатель задает тон мелодии, а айнуры должны петь мелодию в гармонии с этим тоном. Миллионы этих духов поют по разному, но в гармонии. 

Идеи Толкина, конечно, глубоки, я не могу объяснить все детали, но эти айнуры - это своего рода выражение его мыслей. У них есть свобода, и они должны использовать эту свободу, чтобы петь свою песнь в гармонии с главной темой. Они могут петь как угодно: быстро, медлено, тихо или громко. Им стоит быть креативными, это не возбраняется.

Можете себе представить, когда музыка начинается - это так красиво: миллиарды духов поют эту музыку! Это очень мощное зрелище, и они чувствуют эту музыку, то, что в музыке называется гармонией.

Но был один айнур, более могущественный и более прекрасный, его звали Мелькор. И он (как это называется по английски Эготрип) начал вести свою мелодию. Он один хотел быть лучше, чем он есть, чем то, кем он являлся, он начал пытаться быть лучше, чем тот, кто его создал. Другие хотели петь в гармонии, чтобы другие айнуры были счастливы, потому что это пение делало их счастливыми, так как это очень красиво. Но Мелькор хотел показать себя, он начал петь, чтобы показать себя, и эта мысль начала его портить. И он начал думать: "Я знаю как привлечь к себе больше внимания! Я начну мой собственный лад. Я перестану петь лад творца и буду петь свой."

Он начал петь в диссонансе с другими айнурами и началась какофония. Это было очень больно для айнуров: знать мелодию и слышать диссонанс. Но создатель лишь наблюдал за этим и слушал, и он улыбался. Он взял ноты, плохие ноты Мелькора и написал второй лад, даже более прекрасный. В музыке если мы начинаем петь не с той ноты новую музыку, она не ошибочна. Мелькор разозлился и снова стал пытатся испортить эту мелодию. В этот раз творец стал немного гневаться, и начал третью мелодию, еще более прекрасную.

И когда Мелькор испортил мелодию и в третий раз, на этом творец решил, что довольно, и прекратил музыку и заговорил с Мелькором: "Ты, Мелькор, увидишь, что нет музыки, исходящей не от меня, равно как никто не может изменить напев вопреки мне, ибо тот, кто попытается сделать это, окажется лишь моим орудием в создании дивных чудес, что он сам не способен постичь."

Что именно здесь происходит? Толкин, как католик, использует классические теологические аргументы против проблемы зла. Как мы объясняем происхождение зла? Как мы объясняем существование зла? Как Бог может терпеть зло? Как он допустил такое? И классической теологический ответ от блаженного Августина и святого Фомы Аквинского говорит нам, что Бог терпит зло, чтобы использовать его для создания еще большего добра.

Бог хочет, чтобы его создания были свободными, и Он хочет, чтобы они свободно выбирали: делать добро или отказать ему. Но даже выбор зла Он может использовать для большего добра. Также как творец Илуватар может брать плохие ноты и начинать с них новую более прекрасную мелодию. Как во время навечери Пасхи, звучат слова святого Амвросия: "О счастливая вина, которая заслужила столь славного Искупителя!"

Итак, грех, дисгармония приносят нам этого прекрасного Младенца Иисуса. Пресвятая Троица, Отец Сын и Дух Святой - всегда Бог. Нет такого зла, которого Бог не мог бы использовать для создания большего добра. Итак, не верьте лжецам, которые говорят, что зло побеждает. Пресвятая Троица берет эту какофонию, этот диссонанс греха и делает из него нечто прекрасное. Как Илуватар сказал Мелькору: "ибо тот, кто попытается сделать это, окажется лишь моим орудием в создании дивных чудес, которых он сам не способен постичь". Как свободное существо мы можем выбрать зло, Бог позволит этому быть, но Он только улыбнется и использует это для создания добра. 

В инсталляции рождественского вертепа мы видим святого Иосифа, Пресвятую Деву Марию и благословенное Дитя. Кто это Дитя? Слово Божье, Сын Божий, ставший человеком. Почему? Для чего Богу становиться человеком? Чтобы спасти нас от наших грехов. Он позволяет нам совершать грех и затем Он использует это, наш свободный выбор греха, для создания более красивой мелодии.

Сотворение, сотворение ангелов и создание людей - это первая мелодия Илуватара. Грех Люцифера, ангелов, первородный грех и наши грехи Бог использует и превращает в следующую, еще более красивую мелодию. Бог предвечно знал, что Его создания согрешат, и Он использовал все эти события для Его Господнего плана, прекрасной симфонии.

Ни мы, ни даже дьявол, не можем ничего поделать без руководства и попущений Пресвятой Троицы. Взгляните на страдания и смерть Иисуса Христа. Во время страстей люди плевали на Него, били, хлестали плетьми, но Он был молчалив, как агнец, как дитя, позволял этому всему случиться. И он взял это зло и создал в величайшее чудо - крестную жертву, чтобы показать Его любовь к нам.

Вот, католический дух: брать поношения и прочее зло и превращать в добро - это сверхъестественый дух. Естественным было бы, если кто-то ударил нас, и мы бы хотели дать сдачи. Но Христос учит нас не принимать участия в этой дисгармонии, учит нас сверхъестественной любви, которая приносит прощение, благотворительность, милосердие, любовь, которой мы помогаем друг другу. Это сверхъестественная музыка.

Он также использовал грех для создания лучшего своего творения - Непорочной Девы. Она в самом деле произведение искусства, превосходящее все творения, всех ангелов, всех людей! И он призвал Ее к жизни, чтобы спасти жизнь.

Давайте помолимся сегодня о дароваии этого сверхъестественого католического духа, чтобы не жить естественно, но сверхъестественно. Это главный урок Воплощения Слова Божьего. Давайте помолимся Непорочному Сердцу Марии, Девы Марии Фатимской, Которой посвящена эта часовня. Попросим подготовить нас достойно принять Святое Причастие. Важно помнить, что Причастие могут принять только католики, находящиеся в состоянии освящающей благодати, но даже если вы не можете подойти к Причастию, вы можете просить нашего Господа прийти в наши души. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.