Послание друзьям и благодетелям № 83

Еп. Бернар Фелле FSSPX,
Генеральный Настоятель Священнического Братства св. Пия Х

Послание друзьям и благодетелям № 83

 

Дорогие друзья и благодетели!

Семнадцать лет назад будущий Бенедикт XVI представил свое видение будущего Церкви. В то время оно виделось очень пессимистичным. Он предвидел, что Мистическое Тело будет столь фрагментировано, что оно будет сведено к коллекции малых групп, которые будут всё еще живы, хотя и окружены всеобщим упадком:

«Пожалуй, наступило время распрощаться с идеей традиционно католических культур. Возможно, мы стоим перед лицом новой и другого рода эпохи в истории Церкви, когда христианство снова будет характеризоваться скорее как горчичное зерно, которое будет существовать в малых, внешне невзрачных группах, которые, тем не менее, живут интенсивной борьбой против зла и привносят добро в мир» (Kard. Josef Ratzinger, Salz der Erde: Christentum und katholische Kirche an der Jahrtausendwende, Dt. Verlags-Anstalt, 1996, S. 17).

«Церковь будет отождествляться не столько с большими сообществами, сколько с Церковью меньшинства; она будет жить в малых, животворных кружках убежденных верующих, живущих своей верой. Но именно таким путем она снова станет, по слову Писания, солью земли» (Op. cit., S. 236).

 

Катастрофическое видение будущего Церкви

 

Является ли это видение произведением личной мудрости кардинала Ратцингера или оно вдохновлено иным источником, таким как тайна Фатимы? Он один мог бы нам это сказать. Какова бы ни была причина, постепенно и особенно после Собора мы стали свидетелями того, как медленно исчезает Церковь такая, какой она являлась по крайней мере 1500 лет, другими словами, как общество, глубоко пронизывающее всю человеческую жизнь, весь общественный организм, старающейся жить в глубокой гармонии с временной властью, даже если последняя нередко  пыталась посягать на духовный авторитет Церкви.

Начиная со времени французской революции, мы могли наблюдать не только разделение этих двух властей, но и неперестающее стремление к борьбе с благотворным влиянием Церкви на человеческое общество и уменьшение такового. Начиная с пособорного периода, охарактеризовавшегося тревожным падением числа священнических призваний, с утратой сотен тысяч монахов и монахинь, посвятивших свою жизнь Богу и ближнему, присутствие Церкви в школах, больницах, в общественной и политической жизни почти исчезло. Не было предпринято никаких серьезных мер, чтобы прекратить это катастрофическое исчезновение Церкви из общества. Теперь она практически загнана в ризницу. Что еще хуже, в странах, которые Церковь некогда осыпала своими обильными благодеяниями, в странах, некогда названных христианскими, даже церкви и ризницы пусты… Мы недалеко от исполнения почти что пророческого видения кардинала Ратцингера.

Но эти внешние явления сопровождаются другими, относящимися к внутренней жизни Церкви; это – признаки слабости перед лицом врага, который более не вне, но внутри. Единство веры и управления во Святой Церкви всё более и более разлагается; а уж богослужебное единство давно уже исчезло из-за «креативных» вариантов, предлагаемых новой мессой, особенно в том, что касается умножения Евхаристических Молитв. Что же касается морали, то последний Синод продемонстрировал распространение противоречивых мнений на сию тему, которое власти, как мы видим, уже не могут сдержать, даже если сама активно их не поддерживает.

Посреди этой катастрофы, отмеченной многими обозревателями, нет никакого сомнения, что наше скромное Братство выглядит как «малая, внешне невзрачная группа, которая, тем не менее, живет интенсивной борьбой против зла и привносит добро в мир…». Если с одной стороны нас глубоко огорчает вид деформированной Церкви, то с другой стороны мы ежедневно воспеваем Magnificat за достижения, которых Всемогущий Бог всё еще позволяет нам достичь.

 

Католическая семья

 

В этих коротких строках мы хотели бы дать обзор текущего развития Братства, которое, невзирая на удары, сыплющееся со всех сторон, непрестанно распространяет благодать Всеблагого Бога и укрепляет души на их нелегком, опасном пути на небеса. На протяжении долгого времени мы убедились, что особое внимание должно быть обращено на христианскую семью, священный домашний очаг, у которого дети рождаются не только для жизни на этой земле, но и для жительства на небесах. Есть что-то ужасное и дьявольское в той изощренной жестокости, с которой стараются нанести удар по этому святилищу, начиная с жизни нерожденного ребенка в утробе его матери.

Видя столь много семей, спокойно культивирующих добродетели и ищущие славы Божией, отнюдь не пренебрегающие своими обязанностями перед ближними  и обществом, а совсем наоборот, мы можем лишь благословить Господа нашего и подивиться столь эффективному деланию благодати. Да, дорогие семьи, хотя христианская жизнь имеет свои требования, Божия помощь и благодать никогда не подводят, пусть даже некоторые обстоятельства требуют просто героизма. Самим фактом вашей христианской жизни и ваших усилий, вы представляете собой доказательство того, что такая жизнь все еще возможна в наши дни, и что те, кто отвергает Божии Заповеди, взыскуя иных путей, которые удовлетворяют современный мир, являются пораженцами, которые утратили дух веры, который должен оживотворять всякого христианина.

 

Католическая школа

 

Жизнь веры нуждается в защите, и дабы развиваться она нуждается в католической школе. Это всегда было особой заботой Церкви, до такой степени, что она сделала серьезной обязанностью родителей следит за католическим образованием чад своих, и даже в наши дни карает прещением тех, кто нерадит об этой обязанности! (ККП 1917, кан. 2319, § 2–4; ККП 1983, кан. 1366).

Это серьезный, очень специфический предмет беспокойства: где же в наши дни мы могли бы найти подлинно католические школы, где истины веры по настоящему пронизывают все преподаваемые предметы? Где мы найдем учреждения, готовящие будущих отцов и матерей к сражениям, в которых необходимо биться в мире сем, дабы сподобиться небес?

Вот почему одно из наших главнейших усилий предпринимается в отношении школ. По всему миру мы отдаем им большую часть наших ресурсов, как материальных, так и человеческих. В самом деле, сотни таких школ различных размеров воспитывают тысячи несгибаемых христиан для завтрашнего дня.

 

Духовные упражнения св. Инатия [Лойолы]

Хотя семья и школа представляют собой неоценимую защиту молодым людям, которые еще только формируются, что же можно сделать для тех, кто покидает родительский дом и уходит оттуда в мир? Мы весьма озабочены тем, чтобы эти молодые взрослые остались на стези блага и добродетели, сохраняя души свои в состоянии благодати посреди столь развращенного мира. И мы не можем найти никакого более сильного противоядия, чем «Духовные Упражнения» св. Инатия [Лойолы], которые мы можем рассматривать как одно из самых мощных средств освящения, данных в наши руки, сразу же после Святой Жертвы Мессы и Священного Розария. Эти Упражнения воистину были составлены для наших времен и способны поддержать отвагу, стойкость и героизм, необходимый сегодня всем душам доброй воли. Вот почему мы призываем Вас не пренебрегать этими средствами, предоставленными в Ваше распоряжение. Без сомнения, мы рассматриваем упражнения как один из [духовных] «наконечников копий» Братства и случай того настоящего чуда благодати, что конституирует сегодня христианскую жизнь.

 

Священник и Месса

 

Но сверхъестественная жизнь не могла бы быть возможна без священника, привилегированного орудия, желанного и избранного Богом, дабы распространять жизнь в Мистическом Теле, особенно посредством Пресвятой Жертвы Мессы. Теснейшие узы, которые должны соединять священника с Мессой, это завещание, которое оставил нам архиепископ М. Лефевр. Ибо Месса есть источник всяческого освящения, и сам священник прежде прочих должен глубоко черпать из него, чтобы доверенные ему души могли бы этим воспользоваться: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин. 17, 19), - глаголет Господь наш.

Эта тайна представляет собой сердцевину наших семинарий. Мы ревностно следим за этим и старательно заботимся обо всём, что может послужить благолепию наших литургических церемоний. Красота внешних знаков позволяет поразмыслить о возвышенности тайн, посредством коих свершилось наше Искупление. Поэтому сии церемонии, грандиозные и интимные одновременно, подобны предвкушению небес.

Месса является радостью и ежедневной привилегией наших почти двухсот семинаристов, равно как и сорока или около того предсеминаристов в наших шести семинариях на четырех континентах. В США рост их числа вынудил нас строить новую семинарию в Виргинии. Ее строительство будет завершено следующей весной.

Более того, многие Церкви будут построены почти по всему миру, что являет динамизм веры. Да, воистину, вера может сдвинуть горы! Я твердо верю, что только вера может объяснить это явление, превышающее человеческие возможности. Благодарение Богу, ваше постоянное великодушие и пламенное рвение делает такие достижения возможными. Примите, пожалуйста, нашу глубочайшую благодарность. Будьте уверены в благодарных молитвах семинаристов, священников, братьев и сестер, которые ежедневно просят Бога воздать за ваши добрые дела сторицей.

Да хранит Вас в мире и любви Пресвятая Богородица, дорогие мои друзья, и да ведет вас Ее Пренепорочное Сердце к вечному блаженству.

 

На праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы,

21 ноября 2014 года

+ еп. Бернар Фелле