Не был ли архиепископ Лефевр запрещён в служении?

 

21 ноября 1974

После Апостольской визитации, прошедшей в семинарии Братства в Эконе 11 ноября, во время которой инспекторы выразили скандальные мнения (например, о замужестве клира, эволюции догм и т.д.), архиепископ Лефевр пишет знаменитую Декларацию, возвещая свою принадлежность к Вечному Риму и отвергая нео-модернистский Рим.

13 февраля – 3 марта 1975

Архиепископ приглашён на встречу с тремя кардиналами, якобы для обсуждения апостольской визитации, но что на деле превращается в суд, подвергший Декларацию нападению и осудивший её как «неприемлемую по всем пунктам». Не зная заранее, какова будет истинная природа этих «разбирательств», архиепископ не имел при себе юриста и, хотя ему обещали, так никогда и не получил хотя бы копию записей процесса.

Архиепископ Марсель Лефевр
в 1976 году во время священнических рукоположений в Эконе

 

May 6, 1975

После чего эта нерегулярная комиссия пишет епископу Мами (преемнику Шаррьера, епископа Фрибургского), приказывая ему отменить признание Сообщества, данное его предшественником – что совершенно выходит за рамки его юрисдикции: после того, как епископ признал религиозную конгрегацию, только Папа может отменить это, см. Кодекс Канонического Права 1917, канон 493 и Кодекс Канонического Права 1983, канон 616.

Между тем кардинал Вилло, Государственный секретарь Ватикана, под угрозой отставки заставляет кардинала Стаффа, префекта Высшей Апостольской Сигнатуры - наивысшего церковного суда - отклонить справедливую аппеляцию архиепископа Лефевра о церковном суде для его случая.

27 октября 1975

Кардинал Вилло пишет иерархам всего мира, приказывая им более не инкардинировать* (принимать в подчинение) священников из SSPX, так как оно отныне под запретом (см. Майкл Дэвис, Apologia Pro Marcel Lefebvre, т. I, стр. 136).

* после того, как кардинал Райт написал 18 февраля 1971 своё хвалебное письмо, от имени Рима дав разрешение на основание Братства, архиепископ написал Конгрегации по делам духовенства, испрашивая разрешения инкардинировать монашеских священников непосредственно в Сообщество. Это было ему дано, и более того, епископ Адам (Сьон, Швейцария), учитывая то, что Сообщество имело интернациональный статус, ввёл эту процедуру в общее употребление (см. The Angelus, апрель 1987, стр. 3 и Fideliter, номер 55, стр. 3 и далее).

12 июня 1976

Архиепископ Бенелли пишет архиепископу Лефевру, приказывая ему не рукополагать священников без разрешения местных епископов.

29 июня 1976

Архиепископ Лефевр совершает запланированные рукоположения.

1 июля 1976

Провозглашается незаконное запрещение архиепископа Лефевра и его новорукоположенных священников.

Некоторые наблюдения

  1. Признав SSPX, Церковь также признала, что оно живёт, то есть, что оно имеет все обычные способы вести религиозную жизнь и исполнять своё предназначение. Это – основное соображение касательно недействительности запрета (см. Вопрос 3).
  2. Кроме того, даже краткое рассмотрение законности действий, предпринятых против архиепископа Лефевра и Сообщества (отмена возможности инкардинировать членов и провозглашённые прещения) покажет, что эти процессы не были каноническими, то есть законными, и не имели оснований, что делает их несправедливыми, а следовательно, также и не имеющими какой бы то ни было силы.

 

Архиепископ Лефевр совершает
Мессу Всех Времён во время священнических
рукоположений 1985 года в Риджфельде (Коннектикут)

Однако прежде всего это было атакой на традиционную Римскую Мессу.

Несмотря на канонические вопросы, впутанные в события, было ясно, что корнем преткновения оставалась Месса.

Рим обращался к архиепископу Лефевру целых шесть раз в течение трёх недель до рукоположений 29 июня 1976 с требованием, чтобы он установил нормальные отношения с Ватиканом и продемонстрировал это, совершив Мессу по новому чину. Ему было сказано, что если Месса рукоположений 29го будет проведена  согласно Миссалу Папы Пия VI, всякое противостояние ему прекратится.

Такое предложение – и это несмотря на последние незаконные действия, предпринятые кардиналом Вилло и архиепископом Бенелли в отношении прав Сообщества на инкардинацию! Архиепископ Лефевр получил его накануне праздника. Один Novus Ordo Missae – и всё будет в порядке.

Итак, здесь мы со всей яркостью видим основную причину кампании против архиепископа Лефевра и его Сообщества: это исключительная верность традиционной Мессе и отказ совершать «новую».

Но, пусть даже эти запреты были несправедливы, не должны ли они были всё равно соблюдаться?

  • Если страдать от них предстояло бы только тем, кто им подвергся, то да, такой образ действий был бы более совершеннен.
  • Но если стоял вопрос лишения бесчисленных душ благодати, нужной для спасения, то нет, не должны были и не могли.

Поэтому, будучи поставлены перед столь несправедливым давлением, архиепископ и его Сообщество могли только продолжать своё дело.

Рим всё это время молчаливо признавал законность существования SSPX и ничтожность прещений, тем самым предоставляя ещё больше доказательств, что упомянутые выше действия и вправду недействительны. Например:

  • В декабре 1987 кардинал Ганьон, не задумываясь, согласился присутствовать как прелат на Понтификальной Мессе «запрещённого» архиепископа Лефевра,
  • в мае 1988 кардинал Ратцингер согласился с правом иметь епископа, поставленного из числа священников Братства,
  • и в течение переговоров в годах 2001-2002, которые велись между кардиналом Кастрильоном Ойосом из комиссии Ecclesia Dei, по указанию Папы, и епископом Фелле, Генеральным Настоятелем Сообщества, и другими.