Жонглёр по имени Франциск

Филипп Ермилов

На русскоязычной странице Папы Франциска появилась «полная версия» интервью на борту самолёта, растиражированного (и одобренного) мировыми СМИ и прогрессивной общественностью.

«Полная» — это шесть минут полуторачасовой конференции, переведённые материалы телевизионного агентства Rome Reports”. Издатели, по-видимому, ставили целью разъяснить читателям, «что на самом деле сказал Папа»; так, во всяком случае, понял миссию ресурса один русский католический священник. Подобные же разъяснения с открытыми жалобами на передёргивания светских троллей появляются на католических страницах по всему миру, и уже сам этот факт можно поставить в упрёк Верховному Пастырю, подлинный смысл интервью которого приходится разъяснять и истолковывать.

По моему (сугубо субъективному) мнению, Папа делает так, как он делает, вполне сознательно. Думаю я так потому, что помню, какая школа лежит в багаже пожилого иерарха. Ему не могли не преподать на самом высоком уровне искусство риторики; иезуиты владеют словом мастерски, в публичной речи и в частной беседе. Папа, скорее всего, отдавал себе отчёт, что если говорить в подобной манере, светские СМИ, которые читают все, подхватят то, что нужно им и что интересует их читателей, а потом на католических ресурсах (куда ходят одни католики) комментаторы будут успокаивать «своих» и преподавать им единственно подлинную трактовку мыслей Понтифика. Его интервью светским СМИ — экспортный продукт.

Но это, я повторяюсь, частное мнение, а Папа сказал именно то, что он сказал, и глубина его иезуитских слов, переведённых русскоязычной информационной службой, стоит того, чтобы разобрать эти слова в деталях. Курсивом набрана перепечатка с ресурса.

 «Об этом (гей-лобби) много пишут, но я пока еще не встретил никого в Ватикане, на чьей визитной карточке было бы написано: “гей”. 

Злопыхатели могут вообразить ватиканского гей-лоббиста, который пытается остаться незамеченным, но что-то его выдаёт, то ли визитная карточка, то ли волочащийся за спиной радужный флаг; однако суждение это будет поспешным, потому что Папа жонглирует двумя значениями слова «лоббист» — более популярным и известным начитанной публике. Он говорит о легальном лобби, с вывесками и визитными карточками; лоббистскими компаниями занято множество офисов вокруг Белого дома и других центров власти, и агенты этих компаний обязаны сообщать, что они именно агенты. Разумеется, вероятность встретить такого агента в Ватикане стремится к нулю, а гей-лобби действует негласно и нелегально: Ватикан —государство, которое в силу своей теократии обязано преследовать подобных агентов в уголовном порядке.

Папа даёт нам понять, что он ничего не знает, никого не видел.

Говорят, что таковые есть. Я полагаю, что, имея дело с такими лицами, нужно отличать их личную гомосексуальность от гей-лобби. Любое лобби не является чем-то хорошим. Это зло. 

Итак, лоббировать нехорошо. Лоббист геев совершенно не обязан быть геем сам, и личная гомосексуальность отличается от лоббирования по определению. Слушателям, не слишком знакомым с играми сильных мира сего, слова Папы могут показаться примером рассудительности; в действительности это ловкий перевод стрелок с геев на лоббистов — вообще на всех. Этот приём обычно срабатывает, когда в качестве антитезы выбирается группа, которую разрешено не любить и которую не любят; лоббисты как раз таковы.

Папа даёт понять, что о таких (sic!) лицах в Ватикане всё же наслышан. По крайней мере, он допускает их существование, но сомневается, что они образуют лобби.

А теперь бомба, разорвавшая новостные ленты.

Если некто является геем, но при этом является человеком доброй воли, ищущий Господа, то кто такой я, чтобы его судить? В Катехизисе об этом хорошо сказано. Геи не должны оставаться на обочине.

Папа произносит лицемерное «ну кто я такой, чтобы судить» (будто он не знает!), motto леволиберальной интеллигенции по всему Западу, включая Ватикан. Туманные «люди доброй воли» совершенно необходимы в контексте, потому что в противном случае формулу «ну кто я такой» можно с лёгкостью применить к исламскому террористу или, страшно вымолвить, традиционному католику. Но самое интересное в словах Понтифика — отсылка к Катехизису; люди, никогда его не читавшие, могут (и должны) принять слова про обочину за цитату. Комментаторы католических СМИ вольны интерпретировать как угодно, «что Папа на самом деле имел в виду», как, впрочем, и враги Церкви, потому что мыслей никто читать не умеет, и как ни толкуй, всё будешь прав. Для нас важнее то, что это не цитата, и ККЦ не говорит ни про какую обочину (на которой стоит понурый гей, а гомофобские автобусы не хотят его везти).

Вот что на самом деле сказано в Катехизисе:

2357 Гомосексуализм означает отношения между мужчинами или женщинами, испытывающими сексуальное влечение, исключительное или преобладающее, к лицам одного с ними пола. Он принимает самые разнообразные формы в разные эпохи и в разных культурах. Его психическое происхождение остаётся в большей степени необъяснимым. Опираясь на Священное Писание (Бытие 19, 1-29; Римлянам 1, 24-27; Первое Кор. 6, 10; Первое Тимофею 1, 10) представляющее гомосексуальные действия как тяжкую форму разврата, Предание неизменно объявляет «гомосексуальные акты безусловно беззаконными» (Декларация Конгрегации Вероучения: «Человеческая личность», то есть «Persona humana»). Они противоречат естественному закону. Они лишают половой акт его функции дарования жизни. Они не вытекают из подлинной эмоциональной и сексуальной взаимодополняемости. Ни в коем случае они не могут быть одобрены.

2358 Довольно значительное число мужчин и женщин имеют врождённую тенденцию к гомосексуализму. Эти люди не сделали сознательного выбора в пользу гомосексуализма; для большинства из них это состояние является трудным испытанием. К ним нужно относиться с уважением, состраданием и тактичностью. Надо избегать по отношению к ним всяких проявлений несправедливой дискриминации. Эти люди призваны исполнять волю Божию в своей жизни и, если они христиане, соединиться с Крестной Жертвой Спасителя те трудности, с которыми они сталкиваются вследствие своего состояния.

2359 Люди, склонные к гомосексуализму, призваны к целомудрию. Благодаря добродетелям самообладания, воспитывающим внутреннюю свободу, иногда с помощью бескорыстной дружбы, молитвы и благодати таинств, эти люди могут и должны постепенно и решительно приближаться к христианскому совершенству.

 

Итак, Новый Катехизис осуждает содомию (гомосексуальные акты), но не заключает под грехом половое влечение к своему полу (как и влечение к полу противоположному). Папа не сказал ни слова о том, что, согласно Катехизису, означает «быть геем» (вступить в отношения), как не сказал он ни слова о том, что Новый Катехизис повторят то и в точности то, чему Церковь учила всегда. В его формулировках нет ничего нового! В них лишь смягчены жёсткие осуждения «греха, вопиющего к небу», содержавшиеся в формулировках традиционных католических катехизисов. Факт влечения вообще не составляет и не составлял  для Церкви никакой публичной проблемы ровно до тех пор, пока оное влечение не проявлялось публично. Католическая Церковь никогда не закрывала перед людьми с гомосексуальным влечением дорогу куда бы то ни было. Но этого Папа тоже не сказал, потому что для модернистов слова «никогда» и «всегда», применяемые к двухтысячелетней Католической Традиции, — ключи от кладезя бездны.

Папа даёт понять, что защищающая нравственная норма 2358 будет применяться широко и щедро, вплоть до приостановки нормы предшествующей. Он затирает разницу между людьми с гомосексуальной ориентацией и собственно содомитами, которую всячески подчёркивал его предшественник. Будучи глубоко и последовательно левым, Франциск то и дело напоминает о своём особо нежном отношении ко всему пулу «голодных и рабов» культурного марксизма — бедным, мигрантам, женщинам… и геям, потому что какой же культурный марксизм без толерантности? А геи расценили это как признак смягчения того, что они называют «позицией Церкви»:

Многие расценили слова Папы как попытку занять более либеральную позицию в отношении гомосексуалов в сравнении с его предшественником, Бенедиктом XVI, который в 2005 году подписал документ, в котором говорилось, что "мужчины с глубоко укоренившимися гомосексуальными наклонностями не могут быть священниками". Франциск же сообщил что "священников-геев следует простить и отпустить им грехи" — пишет gay.ru.

Не случайно этот Папа с первого дня был признан «хорошим» западным медийным истеблишментом, глубоко марксистским, выросшим на Фромме и Фуко, а его консервативный предшественник был с первого дня признан «плохим». И не случайно этот Папа нравится такой яркой личности, как Рустем Адагамов, пламенному защитнику ЛГБТ, а также всего либерального и толерантного, и столь же пламенному ненавистнику всего традиционного и русского. Сам Папа Франциск отвергает противопоставление себя Папе Бенедикту (которого называет «мудрым дедушкой»), но это не смущает его почитателей. Культурные марксисты Запада, как и их малокультурные советские предшественники, лучше всех на свете умеют различать своих и чужих, им присущее острое классовое чутьё.

Мы вправе предположить, что после череды праволиберальных Пап на Престол святого Петра взошёл Папа леволиберальный, Папа-марксист. Его жонглирование формулировками прекрасно укладывается в марксистскую традицию, как, к примеру, «миролюбивая ленинская внешняя политика» (попытка захвата мира невоенными средствами) или «толерантность» (нетерпимость к традиционной нравственности). Или «культура встречи», к которой  с самого начала понтификата призывает Франциск (натуралистическое переустройство Церкви и смена её приоритетов с Христа, «Которого не всегда имеете», на других и бедных, в коих не бывает недостатка). Очень похоже на «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Если сие предположение верно, католикам-традиционалистам следует приготовиться к отражению атаки, которая (также в марксисткой традиции) будет внезапной. Слова этого Понтифика нужно научиться понимать, и лучшее, что можно сделать для этого, — внимательно следить за его действиями, за каждым шагом.

 

P. S. Папа Франциск объявил тему следующего Дня молодёжи: «Братство — фундамент и путь к миру». В специальном сообщении, опубликованном 31 июля Залом Печати Святого Престола, отмечается, что «братство является наследием, которое каждый мужчина и женщина (sic!) носит в себе (sic!) в силу того, что является человеком, сыном (sic!) единого Отца». Крещение уже необязательно?