Отрывки из интервью архиеп. Гвидо Поццо агентству «Zenit».

Докуда мы дошли в диалоге с Братством св. Пия Х?
Отрывки из интервью архиеп. Гвидо Поццо агентству «Zenit».

 

 

 

Отношение Братства св. Пия Х к подобным заявлениям будет разъяснено несколько позже, когда на нашем ресурсе опубликуют отрывки из недавней январской речи еп. Альфонсо де Галаретты в Байи (Франция).

Перевод выполнен с сокращенного английского перевода, с поправками и дополнениями по итальянскому подлиннику.

 

Ваше Высокопреосвященство, в 2009 г. Папа Бенедикт XVI снял с Братства св. Пия Х отлучение. Значит ли это, что оно снова в общении с Римом?

 

В связи со снятием Бенедиктом XVI прещения отлучения с епископов Братства, они более не подпадают под это тяжкое церковное наказание. Братство св. Пия Х по сей день находится в неурегулированном положении, ибо оно не получило канонического признания от Святого Престола. Столь долго, сколь Братство не будет иметь канонического статуса в Церкви, его священнослужители не осуществляют законным образом своего служения Таинств. В соответствии с формулой, разработанной тогдашним кардиналом Бергольо в Буэнос-Айресе и утвержденной Папой Франциском для Папской Комиссии Ecclesia Dei, члены Братства суть католики, находящиеся на пути к полному общению со Святым Престолом. Это общение наступит, когда произойдет каноническое признание Братства.

 

Какие шаги были предприняты Святым Престолом на протяжении этих семи лет с целью примирения с Братством св. Пия Х?

 

Вслед за снятием отлучений в 2009 г., была инициирована серия встреч между экспертами по догматике, назначенными Конгрегацией Вероучения, которая надзирает над Папской Комиссией Ecclesia Dei после обнародования motu proprio Бенедикта XVI Unitatem Ecclesiae (2009 г.), и экспертами Братства св. Пия Х, дабы провести обсуждение и обменятся мнениями по важнейшим вероучительным вопросам, лежащим в основе спора со Святым Престолом: взаимоотношение между Преданием и Учительством, вопросы экуменизма, межрелигиозного диалога, религиозной свободы и богослужебной реформы в контексте учения Второго Ватиканского Собора.

Теперь мы находимся в стадии, которую я считаю конструктивной и ориентированной на достижение желанного примирения. Жест Папы Франциска, даровавшего верным католикам случай действительно и законно принимать Таинства Примирения и Помазания болящих у епископов и священников Братства св. Пия Х во время Святого Года Милосердия представляет собою ясный знак желания Святейшего Отца способствовать нахождению путей, ведущих к полному и постоянному каноническому признанию.

 

Какие препятствия стоят на пути окончательного примирения?

 

Я бы различил два уровня. Собственно доктринальный уровень относится к некоторым различиям по индивидуальным вопросам, предложенным Вторым Ватиканским Собором и пособорным Учительством вопросам, относящимся к экуменизму, отношениям между христианством и мировыми религиями, религиозной свободой, особенно, отношениям между Церковью и Государством, а также ряда аспектов литургической реформы. Имеется также и уровень душевных и психологических установок, которые продвигают с позиции полемической и антагонистической конфронтации к позиции слушания и взаимного уважения, почтительности и доверия, которые должны быт между членами того же Тела Христова, коим является Церковь. Нам надо работать на обоих этих уровнях. Я полагаю, что предпринятое сближение принесло некоторые плоды, особенно в области изменения установок обеих сторон, и этого стоит добиваться.

Даже в вопросе Второго Ватиканского Собора, я думаю, что Братство св. Пия Х должно поразмыслить о различении подлинного mens Ватикана-II, его intentio docendi, как оно показано в официальных Деяниях Собора, и тем, что я назвал бы «пара-собором», т. е. набором богословских направляющих и практических установок, сопутствовавших самому Собору, претендовавших на то, чтобы скрыть себя под его именем, и которые для общественного мнения, благодаря влиянию СМИ, нередко перекрывали истинную мысль Собора.

Также, что касается критицизма Лефевра по отношению к религиозной свободе, то на завершающем этапе обсуждения мне кажется, что позиция Братства св. Пия Х характеризуется защитой традиционного католического учения, направленного против агностического секуляризма Государства и против идеологического релятивизма, но не против права личности не быть понуждаемой и стесняемой Государством в исполнении и исповедании религиозной веры. Тем не менее, это вопросы, которые будут на острие дискуссии и разъяснения даже после полного примирения.

Что представляется решающим, так это найти полное схождение в том, что требуется в полном общении с Апостольским Престолом, а именно целостность католического вероисповедания, узы Таинств и принятие Высшего Учительства Церкви. Учительство, которое не выше слова Божия, писанного и переданного, но служит ему, является аутентичным интерпретатором предыдущих текстов Учительства, включая те самые из Второго Ватиканского Собора, в свете вечной традиции, которая развивается в Церкви с помощью Духа Святого, не через противные сему новшества (которые были бы отрицанием католической догмы), но через лучшее разумение Залога Веры, в том же учении, в том же смысле и в том же суждении [in eodem scilicet dogmate, eodem sensu et eademque sententia] (I Ватиканский Собор, Догм. Конст. Dei Filius, 4). Я думаю, что соглашение по этим пунктам с Братством св. Пия Х не только возможно, но и необходимо.

<…>

Я не думаю, что Братство св. Пия Х отрицало истинность католического вероучения, которому учит Учительство. Критика касается замечаний или претензий, относящихся к обновленному душепопечению и экуменическим отношениям с другими религиями, а также некоторым вопросам тактического характера в отношениях Церкви и общества, Церкви и Государства. Что же касается литургической реформы, то я лишь упомяну заявление позиции, написанное архиеп. Лефевром Иоанну Павлу II в письме от 8 марта 1980 г.: «О мессе Novus ordo, невзирая на все относящиеся к ней оговорки, я никогда не утверждал, что она недействительная или еретическая».

Следовательно, оговорки об обряде Novus ordo, которые, естественно, не следует недооценивать, не относятся ни к действительности совершения Таинства, ни к следованию католической вере. Следовательно, было бы уместным и далее продолжать дискуссию и разъяснения, относящиеся к данным оговоркам.

 

По случаю Года Милосердия был сделан примирительный жест Папы Франциска. Верным католикам была предоставлена возможность принимать Таинство Примирения от священников, принадлежащих к Братству. Что это изменит? Он считает, что этот жест может способствовать возобновлению диалога, который на протяжении определенного времени, как кажется, зашёл в тупик?

 

Как я уже говорил выше, диалог с Братством св. Пия Х никогда не заходил в тупик. Святейший Отец побудил в начале своего понтификата Папскую Комиссию Ecclesia Dei начать менее официальный и менее формальный диалог с Братством св. Пия Х. В этом контексте успокаивающий и великодушный жест Папы Франциска по случаю Года Милосердия, несомненно, помог стабилизировать дальнейшее состояние отношений с Братством, показывая, что Святой Престол имеет в глубине души намерение сближения и примирения, которое также требует и канонической формы. Я надеюсь, что Братство св. Пия Х имеет ту же волю и те же чувства.

 

http://sspx.org/en/news-events/news/where-are-we-sspx%E2%80%94abp-pozzo-14381

 

https://it.zenit.org/articles/a-che-punto-e-il-dialogo-con-i-lefebvriani/

 

Tags: