Афанасьевский Символ Веры [Quiqumque]

Афанасьевский Символ Веры
[Quiqumque]

 

Всякий, кто хочет спастись, прежде всего да придерживается католической веры, её же кто целой и непорочной не соблюдает, без сомнения, во веки погибнет.

Вера же сия католическая есть: да Единого Бога в Троице и Троицу во Единице почитаем, ни сливая Лиц, ни разделяя Сущности. Ибо иная Ипостась Отца, иная Сына, иная Духа Святаго, но Отчее и Сыновнее, и Святаго Духа едино есть Божество, равна слава, совечно величество.

Каков Отец, таков Сын, таков и Дух Святый. Не создан Отец, не создан Сын, не создан и Дух Святый. Безмерен Отец, безмерен Сын, безмерен и Дух Святый. Вечен Отец, вечен Сын, вечен – и Дух Святый. Однако не три вечных, но Един Вечный; так же не три несозданных, не три безмерных, но Един Несозданный и Един Безмерный.

Подобно: Всемогущ Отец, Всемогущ Сын, Всемогущ Дух Святый, но не три всемогущих, но Един Всемогущий. Так: Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – и Дух Святый, но не три бога, а Один Бог есть. Равно: Господь – Отец, Господь – Сын, Господь – и Дух Святый; но не три господа, а Один Господь. И как каждую в отдельности Ипостась исповедывать Богом и Господом христианскою истиною понуждаемся, так же трех богов или трех господов именовать католическая религия возбраняет.

Отец ни от кого не сотворен, не создан, не рожден. Сын от Отца Самого – не сотворен, не создан, но рожден. Дух Святый от Отца и Сына не сотворен, не создан, не рожден, но исходящ. Итак, Один Отец, не три отца; Один Сын, не три сына; Один Дух Святый, не три духа святых. И в сей Троице нет ничего первого или последнего, нет большего или меньшего, но целы Три Ипостаси, совечны суть Себе и соравны. Итак, да во всём, как речено выше, Троица во Единице и Единица в Троице почитается. Хотящий же спасенным быть, так о Троице да мудрствует.

Но необходимо для вечного спасения, да и о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа известно верует. Есть же правая вера, да веруем и исповедуем, что Господь наш, Иисус Христос – Сын Божий, Бог и человек: Бог от Сущности Отчей, прежде веков рожденный, и человек от сущности материнской, в веке рожденный. Совершенный Бог и совершенный человек, из души разумной и человеческой плоти состоящий, равен Отцу по Божеству, меньший Отца по человечеству. А хоть Он и Бог, и человек, однако не два, но один есть Христос. Единый же не низведением Божества во плоть, но возведением человечества в Божество. Един во всех отношениях, не смешением сущностей, но единством Ипостаси. И как разумная душа и плоть [anima rationalis et caro] – один человек, так Бог и человек – один Христос, пострадавший нашего спасения ради, и сошедший во ад, и в третий день воскресший из мертвых, и возшедший на небеса, и сидящий одесную Бога Отца Всемогущего; оттуда же приидет судить живых и мертвых: к Его же пришествию все человеки воскреснут с телами своими и воздадут о делах своих ответ. И кто делал добро, пойдут в жизнь вечную, зло же – пойдут в огонь вечный.

Сия есть католическая вера. Если же кто верно и твёрдо в неё веровать не будет, спастись не возможет.