Заявление Настоятеля Приората св. Казимира

Заявление Настоятеля Приората св. Казимира

 

 

Во Христе возлюбленные братия и сестры!

Будучи ответственен как пастырь за католиков из России, посещающих мессы Братства св. Пия Х, я считаю своим долгом высказаться в связи с недавними дискуссиями, состоявшимися на некоторых российских религиозных ресурсах в сети Интернет.

Мы живем в эпоху великого смятения, и хранить и блюсти католическую веру – весьма трудное дело. Католическая вера – публичный Богооткровенный залог [depositum] Всемогущего Бога. Откровение есть слово Бесконечного Бога. Конечные же умы людей не в состоянии уразуметь сих истин совершенным образом. Мужчины и женщины могут лишь смиренно принимать это Откровение. Да, богословы и даже простые верующие могут обсуждать теологические вопросы, но они всегда должны иметь сердце, послушное Откровению, которому нас безошибочно учит чрезвычайное и обычное Учительство Церкви.

Конечно, поскольку мы живем в эпоху истории Католической Церкви, которую мы действительно можем назвать временем «кризиса», есть много открытых и дискуссионных вопросов, КАК этот кризис наступил и КАК его преодолеть и т. д., и т. п. К примеру: как может Учительство по видимости противоречить само себе (Силлябус Пия IX и религиозная свобода Второго Ватиканского Собора)? Как это Учительство могло осудить экуменизм (Папа Пий XI), а теперь его продвигает (Второй Ватиканский Собор)? Как же могла Церковь дать нам дефективный новый чин Мессы [Novus ordo missae]? И т. д., и т. п. Эти (и многие другие) вопросы остаются среди католиков дискусионными. Но эти открытые и дискусионные вопросы не следует смешивать с вопросами, по коим состоялись догматические определения (догматы), или истинами, необходимым образом связанными с догматами (истинная философия, истинная наука, догматические факты и т. п.). Католики во время кризиса должны ясно осознавать разницу между тем, что ЯВЛЯЕТСЯ частью откровения или необходимым образом с ним связано, И открытыми и дискусионными богословскими вопросами.  Господь наш Иисус Христос призывает нас следовать за Ним посредством послушания Учительству Его Церкви (см. Лк. 10, 16).

Мы не можем быть лишь «теоретическими» христианами. Это значит, что католическая вера не является просто умозрительной системой взглядов, одной из многих, как философские и научные теории, из которых мы можем выбирать что угодно, по собственному суждению и разумению. Мы, как конечные творения, не можем быть судьями бесконечного слова Божественного Откровения. Если мы не понимаем истины, содержащиеся в Откровении, или не сразу соглашаемся с этим, то у нас должно быть интеллектуальное смирение, чтобы подчинить наше разумение и волю учению Церкви. Католики должны иметь стойкие убеждения, им не следует еженедельно менять религиозные воззрения, основываясь на личном произвольном разумении.

Господь наш Иисус Христос отнюдь не сделал всякого человека Папой, чтобы тот решал по своему произволению, что есть истина и что ложь в религии. Он избрал Апостолов как орудия Духа Святого, чтобы определять, во что мы должны верить и как мы должны поступать, чтобы спасти свою душу. Дабы сохранить единство между Апостолами, Он дал нам св. Петра. Власть – причина единства общества, и, зная об этом, Господь даровал Своему обществу – Церкви – Папу. Когда Петр и Апостолы, Папа и епископы учат нас посредством чрезвычайного или обычного Учительства, мы, простые верующие, даже если мы не понимаем или не сразу согласны, подчиняем наше разумение Учительству, учрежденному Самим Господом нашим. Да, сегодня мы видим Папу и епископов, пишущих ошибочные и даже опасные вещи, но при этом они выражают лишь свои частные мнения. Мы должны проводить различение между властью, должностью и человеком, эту должность занимающим, между Петром и Симоном. Петр это Петр, когда он пользуется властью верховного Учителя под покровительством Святого Духа, и он может определять, что есть Откровение, а что нет; и он может делать это безошибочно. Но Петр как Симон мог троекратно отречься от Господа нашего, а его преемник – продвигать частные мнения об экуменизме, причащении второбрачных разведенных. Но тем не менее Петр остается Петром, избранным Самим Иисусом Христом.

Многие католики были весьма запутаны в отношении к Учительству Второго Ватиканского Собора. В самом деле, это очень запутанная материя. Многие из этих вопросов остаются открытыми и дискуссионными. Тем не менее, совсем не является ясным, что верующие обязаны в совести принять тезисы, включенные в деяния Второго Ватиканского Собора, как принадлежащие к залогу веры [depositum fidei], Божественному откровению, или необходимым образом связанные с ним. В связи с этим вопросом возникло одно из общераспространенных заблуждений неоконсерваторов и седевакантистов. А именно, будто мы должны или принять весь Второй Ватиканский Собор, ибо Папа повелевает нам сие сделать, или же мы должны полностью отвергнуть его, ибо он противоречит Преданию и одобрен папами-еретиками. Это суть два крайних богословских ответа на проблему учительства Второго Ватиканского Собора. Тем не менее, реальность всегда более сложна. На самом деле теологический статус тезисов и учений всё еще не определен. Вовсе не ясно, что в документах Второго Ватиканского Собора принадлежит к Откровению (или необходимо связано с этим), а что остается личными пастырскими мнениями епископов той эпохи. А документы Второго Ватиканского Собора как полны утверждений, которые и в самом деле могут быть частью Откровения (или быть необходимым образом с ним связанным), так и содержат множество учений, которые не являются частью Откровения, а значит небезошибочны и изменяемы. Какие из тезисов включены в Откровение, и им нас учит  обычное Учительство [Magisterium ordinarium], всё еще не определено или не разъяснено. Итак, никто, а уж тем более мирянин, не имеет никакой власти и авторитета повелеть одному из верующих полностью принять Второй Ватиканский Собор, дабы быть католиком.

В самом деле, недавно архиеп. Г. Поццо, Секретарь Папской Комиссии «Ecclesia Dei», сделал ряд заявлений, утверждающих, что Братство св. Пия Х НЕ обязано принимать определенные учения Второго Ватиканского Собора, дабы считаться католическим. В своем интервью немецкой еженедельной газете « Die Zeit » архиеп. Г. Поццо разъяснял, почему это возможно, чтобы Братство св. Пия Х могло бы быть полностью интегрировано в официальные структуры Католической Церкви без предварительного принятия им ряда документов Второго Ватиканского Собора, а именно Декларации «Nostra Aetate», о межрелигиозном диалоге; Декрета « Unitatis redintegratio », об экуменизме; Декларации « Dignitatis humanae », о религиозной свободе; и, наконец, ряда текстов об отношениях между христианством и современным миром. Это заявление ясно показывает, что многие учения Второго Ватиканского Собора не являются частями Откровения и не могут преподаваться католикам в качестве обычного Учительства.

Также, особенно проблематичным является сущность того, что Церковь зовет «обычным Учительством». Не имело места вероучительное определение или единодушное согласие католических богословов о природе обычного Учительства. Оно существует, это было неоднократно определено Церковью и ни один католик не может отрицать, что оно существует, но всё еще имеет место серьезная дискуссия о том, чем же это точно является и что в нем содержится. Эти вопросы об обычном Учительстве в центре обретения разрешения  нынешнего кризиса в Католической Церкви.

Наконец, католики должны понимать, что Папа и епископы (св. Петр и Апостолы) имеют власть и ответственность учить нас безошибочно только об Откровении и тех истинах, что необходимым образом соединены с ним. Если они учат нас об экономике или экологии, о вещах, не имеющих необходимой связи с Откровением, или же делают заявления, которые противоречат официальному Учительству (учительской власти Церкви), тогда они учат нас чему-то находящемуся вне их собственной сферы ответственности, и это представляет собой их частные мнения. Эти частные мнения нас не обязывают. Итак, Откровение и необходимо связанные с ним вопросы являются объектом Учительства (учительской власти) и безошибочности Церкви. Что же касается Второго Ватиканского Собора, то мы всё еще ждем авторитетных определений и разъяснений, что в его деяниях является, а что – нет частью залога веры и необходимо связанного с ним.

Я искренне молюсь о том, и надеюсь, что все католики-миряне должны понимать, что в данных богословских спорах в первую очередь должно наличествовать интеллектуальное смирение. Например, католики-миряне (особенно неофиты и молодежь), которые малообразованны в вопросах католической философии и теологии (…латинского языка, канонического права, богослужения и т. д.), должны быть более критичны по отношению к собственным мнениям, прежде чем произносить осуждения на великих Отцов Церкви и католических святых. Премудрость требует не только связи по интернету и переводов латинских текстов, но и многих лет учебы и молитвы в настоящих католических институтах. В таких вопросах интеллекта недостаточно.

Также, мы не можем принять таких самооправданий как «нас неправильно поняли» или «они не так истолковали то, что мы хотели сказать». В схоластической теологии “propositiones aequivocae” [двусмысленные тезисы]  и “propositiones ambiguae” [неоднозначные тезисы] всегда неприемлемы. Люди должны всегда аккуратно и ясно выражать то, что они хотят сказать.

Для наших верующих, желающих оставаться верными католической вере, мы приводим ниже перечень ересей, заблуждений и опасных мнений, публично распространяемых нашими бывшими верными, которые некогда нам много помогали, и об обращении и духовном прозрении которых мы, скорбя от всего нашего любящего отеческого пастырского сердца, с нелицемерной христианской любовью молимся. Ряд наших прихожан обращались к ним со словом братского обличения и увещевания, которое они горделиво отвергли. Причём часть этих суждений оспаривают и те истины католической веры, которые не подвергаются сомнению даже консервативной частью сторонников реформ Второго Ватиканского Собора!

 

Итак, вот этот перечень:

 

1. Католическая Церковь заблуждается, запрещая искусственную контрацепцию (ср.: Павел VI, Энциклика Humanae vitae, n. 14).

2. Порождение потомства вовсе не является первостепенной целью брака, как думают католики вслед за склонным к манихейству св. Августином Иппонийским (ср.: ККП 1917, кан. 1013 § 1; Павел VI, Энциклика Humanae vitae, n. 12).

3. Первенство Папы, о котором учил Первый Ватиканский Собор (DS 3060), в частности, невозможность апелляции на папское решение ко Вселенскому Собору (DS 3063), сделали возможным кризис Церкви, произошедший после Второго Ватиканского Собора, ибо на Папу-модерниста не было управы. Первенство Папы есть слабая сторона Католической Церкви.

4. Католическое вероучение выражается, если верить утверждению Первого Ватиканского Собора (DS 3067) и Пия XII (DS 3885), в учительстве Папы, как высшей доктринальной инстанции, а значит, оно полностью зависит от папского произвола, и у католика нет никакой возможности критически воспринять что-либо сказанное Папой. А также нет различения между чрезвычайным и обычным Учительством Церкви.

5. Концилиаризм в эпоху Констанцского Собора спас Католическую Церковь, без этого нельзя было преодолеть великой схизмы Запада.

6. Жители России не связаны обязанностью любить Родину, которую католический катехизис предписывает католикам всех стран и народов на основании Заповеди Божией «чти отца твоего и матерь твою» (Исх. 20, 13; Втор. 5, 16).

7. В историческом прошлом Католическая Церковь торговала индульгенциями, неверующие историки писали правду, хотя бы частично, а безоговорочное отрицание этого факта католическими апологетами неверно.

8. Священническое Братство св. Пия Х делает ошибку, критикуя учение Второго Ватиканского Собора о коллегиальности (см.: II Ватиканский Собор, Догматическая Конституция о Церкви Lumen gentium, n. 22). Ведь всякая критика Папы – проявление коллегиальности (sic).

9. Считая тридентскую мессу лучше, тем не менее, можно и нужно посещать новую мессу (оставаясь хотя бы на литургию Слова), чтобы исполнить воскресную обязанность.

 

Напоминаем читателям, непривыкшим к такой форме изложения (понимать которую мы хотим вас научить) – перечисленные в перечне заблуждений тезисы являются ложными, а истиной – их отрицание. Вышеприведенные заблуждения противны общепринятой в традиционной католической теологии интерпретации католической веры (а в некоторых пунктах прямо отрицают догматы), последние же два пункта не соответствует последовательно традиционному подходу к реагированию на кризис Церкви. Особенно же прискорбно повторение хулений на католическое учение о первенстве преемника св. ап. Петра, ранее высказанных приверженцами Фотиевой схизмы и лжеименной старокатолической ереси. Мы намерены поручить лицам, заслуживающим нашего доверия, написание статей, подробно разъясняющих настоящее заявление.

 

Мы призываем всех наших верующих сплотиться вокруг пришедших к ним на духовно-пастырскую помощь священников Братства св. Пия Х, пребыть в верности Господу нашему Иисусу Христу, Католической Церкви и ее учению, а также общепринятой в традиционном католическом богословии интерпретации оного, отвергнуть заблуждения, распространяемые лицами, отвратившимися от здравого учения и обратившимися к басням (ср. II Тим. 4, 3–4), вместо того, чтобы держаться этого учения, следуя пастырям Церкви, хранящим добрый залог веры (ср. II Тим. 1, 13–14).

Мы также приветствуем всех верующих, сохранивших верность здравому учению и послушание своим духовным наставникам, которым они вверили свои бессмертные души в страшное и нелегкое время духовного кризиса христианского мира. Подобно тому, как Пресвятая Дева Мария и св. ап. Иоанн не были соблазнены при Страстях и Кресте Христовых, и верно стояли рядом с Ним на Голгофе, так и мы, католики, не можем отказаться от Его Церкви во время ее страданий. Она выглядит обезображенной и захваченной, но она – Невеста Христова и выйдет из этого мрака.  Благодаря, в том числе, и вашей верности и жертвенности наши общины в России держатся и достигают успехов. Молитесь, пожалуйста, о Святейшем Отце Франциске, обо всех архипастырях и пастырях Католической Церкви в России и во всём мире, друг о друге и о нас, грешных.

 

Да благословит и да хранит вас Всеблагой Господь Бог, во Пресвятой Троице славимый: Отец, Сын и Дух Святый. Аминь.

 

In Jesu Christo et Maria Immaculata,

свящ. Шейн Карло Пеццутти FSSPX

 

8 сентября 2016 г.,

Праздник Рождества Пресвятой Девы Марии

Tags: