Вавилон и Иерусалим

свящ. Шейн Карло Пеццутти FSSPX
Вавилон и Иерусалим. 
Слово на Воскресение Пятидесятницы (Quinquagesima) или Сыропустное (Niedziela Zapustna)
 
 

В это воскресение читается евангелие об исцелении слепца (Лк. 18, 31-43)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие верные католики!

 

Как Вы прекрасно знаете, мы завершили богослужебное время Рождества и Богоявления, и начали богослужебное время, именуемое Предпостьем, а по-латыни Septuagesima. Мы снова видим фиолетовые облачения, символизирующие покаяние, слышим другие мелодии песнопений мессы, а «Аллилуйя» во время мессы заменяется «Трактом». К несчастью, Septuagesima более не существует в новом чине латинского богослужения. Реформаторы разрушили это вместе со многими прекрасными литургическими традициями. Но мы, традиционные католики, желаем сохранить это литургическое время и сохранить его дух, ибо Septuagesima  представляет собой очень красивую часть католической Традиции.

Что это за время – Septuagesima? Что это значит? Помните, что Septuagesima по-латыни значит «семьдесят», а это обозначает Семидесятницу, семьдесят дней до Пасхи. Конечно же, сегодня у нас Пятидесятница (Quinquagesima), теперь осталось пятьдесят дней до Пасхи, но мы всё еще в периоде Семидесятницы.

В самом деле, мы можем сказать, что Семидесятница и Четыредесятница образуют один богослужебный период времени. Период Septuagesima длиться три недели, после чего следует Великий Пост, длящийся шесть недель. Итак, всего девять недель – около семидесяти дней перед пасхой, по-латыни "dies Septuaginta. На самом деле в этих периодах всего только шестьдесят три дня, но тут Церковь округляет число с избытком. В этом году Пасха будет очень ранней – двадцать седьмого марта.

Дорогие верующие! Помните, что Пасха – это величайший, прекраснейший и торжественнейший Праздник Католической Церкви. Да, конечно же, мы радуемся во время Рождества и Богоявления. Тем не менее, Пасха важнее, и мы, традиционные католики, должны уже сейчас начинать к ней готовиться.

Св. Августин, говоря об этом богослужебном периоде, сказал: «Есть два периода времени. Один НЫНЕ, и он проводим в искушениях и невзгодах этой жизни. Другой, который будет ЗАТЕМ, будет проводим в вечной безопасности и радости. Как символ сего, мы совершаем два времени богослужебного года – время до Пасхи и время после Пасхи. То, что до Пасхи символизирует скорбь нынешнего жития. То, что после Пасхи блаженство нашего будущего состояния. Потому оное проводим в первую очередь в посте и молитве, а во второе мы отложим пост и предадимся радости».

Это значит, что центр церковного богослужебного года это всегда Пасха. И, как сказал св. Августин, есть время до и после Пасхи. Всё крутится вокруг Пасхи, плода Страстей и Крестной жертвы.

Церковное богослужение также говорит о двух местах (двух городах), которые мы можем сравнить с двумя периодами времени у святого Августина: Вавилон и Иерусалим. Вавилон символизирует грешный мир, в котором человеку приходится страдать, бороться со злом и подвергнуться испытанию. Иерусалим представляет наше небесное Отечество, в котором человек, наконец, упокоится в мире с Богом. Церковь использует этот символизм во время Семидесятницы и Великого Поста.

Тут мы должны вспомнить о вавилонском пленении. Вспомните, что Всемогущий Бог спас евреев и вывел их из египетского рабства. Он низложил врагов их и даровал Израилю (народу Его) землю обетованную и многие чудесные дары. Но народ Израилев был непослушным, неверным и жестоковыйным. Они даже стали поклоняться ложным богам и чтить их. Поэтому Бог многократно карал Израиль. Одной из суровых Божиих кар было разделение Иудейского царства на две части, север и юг. Позже Бог снова покарал их. Царь Ассирийский вторгся на север и всецело разрушил северное Израильское царство.

Позже Иеремия пророчествовал в Иудее, что за грехи свои евреи будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет [septuaginta anni] (см. Иер. 25, 11-12; 29, 10). Затем Вавилонский царь Навуходоносор вторгся и захватил Иерусалим, сжёг святой Храм и переселил евреев в Вавилон. Евреи были изгнаны в вавилонское пленение. И Израиль, и Иудея были разрушены. Семьдесят лет евреи жили в этом страшном изгнании. За свои грехи им пришлось молиться, страдать и ждать. Затем, наконец, Бог простил им их грехи и позволил возвратиться в свое отечество.

Дорогие верующие! Это символизирует изгнание человека в мире сем. Пленение вавилонское символизирует наше изгнание. Мы подобны неверным еврейским царствам. Бог дал нам так много, Он столь много возлюбил нас, Он желает даровать нам вечное блаженство на небесах, но мы непослушны, неверны, жестоковыйны. Это трудно - принять данную истину, но это правда. Мы грешники. Мы нуждаемся в покаянии, мы нуждаемся в этом изгнании.

Поэтому перед Пасхой Церковь напоминает нам в своем богослужении о вавилонском пленении. Вавилонское пленение подобно нашим невзгодам в этом греховном мире. Мы живем в Вавилоне, в изгнании. Это подобно «НЫНЕ» святого Августина. Но мы молимся об обретении Иерусалима, «ЗАТЕМ» святого Августина. Семидесятница и Четыредесятница (семьдесят дней изгнания) представляют сие вавилонское пленение, а Пасха представляет Иерусалим, вечное блаженство с Богом.

Поэтому во время Семидесятницы и Великого Поста мы должны честно вспомнить наши грехи, наши вины, наши несовершенства. Нам надо совершить серьезное испытание совести. Мы нуждаемся в том, чтобы искренно раскаяться и принять решение стать лучшими католиками. Семидесятница и Великий Пост суть очень важные периоды для нас. Они помогают нам признать и принять правду о нас самих. Мы должны научиться быть честными с самими собой. Всемогущий Бог может во время Семидесятницы и Великого Поста помочь нам увидеть себя самих как видит нас Он.

Давайте обратимся к Пренепорочному Сердцу Марии, нашей Матери, и попросим у Неё помочь нам подготовиться к Пасхе с искренним сокрушением о грехах и хорошими решениями. В Фатиме Она призвала нас всех творить покаяние за наши грехи и за грехи всего мира. Давайте молить Её помочь нам, чтобы у нас было плодотворное и святое время Семидесятницы и Великого Поста. Аминь.