Слово об умерщвлении

свящ.  Шейн Карло Пеццутти FSSPX

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 Дорогие верные католики!

1.      Мы нередко забываем, что каждый из нас имеет падшее человеческое естество, и что это падшее человеческое естество должно быть умерщвлено. Ибо из-за первородного греха каждый из нас унаследовал это падшее и израненное человеческое естество. 

2.      Наше человеческое естество не является всецело злым, как учит Мартин Лютер и протестанты. Как католики мы веруем, что наше человеческое естество «израненное» и «падшее» из-за первородного греха, но не всецело испорчено. Вопреки Лютеру и протестантам Церковь учит, что мы всё ещё способны быть добрыми и сотворить благо, хотя всё ещё имеем это «израненное» и «падшее» естество.

3.      Когда Бог создал Адама и Еву, Он даровал их душам освящающую благодать и четверо преестественных даров. Св. Фома Аквинский называет освящающую благодать, купно с преестественными дарами, состоянием первородной праведности. Четверо преестественных даров были: во-первых, великое ведение; во-вторых, бесстрастие – контроль над эмоциями и страстями; в-третьих, свобода от болезней и недугов; в-четвертых, бессмертие.

4.      Эти четверо даров поддерживали порядок и дисциплину в человеческой душе. Эмоции и страсти человека были управляемы и дисциплинируемы его интеллектом и правым разумом. А интеллект и воля человека были управляемы и дисциплинируемы совершенным интеллектом Бога и Законом Его. Это создавало совершенный порядок и дисциплину в душе человека. Конечная воля человека была подчинена совершенной и бесконечной волей Божией. Это и было состоянием первородной праведности.

5.      Когда Адам и Ева согрешили, они утратили все эти дары – и освящающую благодать, и четверо преестественных даров первородной праведности. По причине их непослушания они получили четыре раны первородного греха. Во-первых, невежество; во-вторых, утрату контроля над эмоциями и страстями; в-третьих, болезни и недуги; в-четвертых, смерть.

6.      Поскольку они утратили благодать и четверо даров, они получили великий беспорядок и хаос в душе. Страсти и эмоции более не подчиняются интеллекту и правому разуму, а интеллект и воля – Богу. Душа была в беспорядке и склонна ко злу и греху.

7.      Это – то, что Католическая Церковь подразумевает под «израненным» и «падшим» человеческим естеством. К несчастью, наше человеческое естество теперь находится в сильном беспорядке и склонно ко греху. Теперь легче делать зло, чем добро. Мы должны принимать этот основной догмат веры, но не только теоретически, но и в нашей повседневной жизни. Мы все имеем падшее естество, склонное делать и помышлять злое. Делать и помышлять благое – это гораздо труднее для нас.

8.      Эта падшая человеческая природа также именуется Церковью «ветхим человеком». Святые Католической Церкви учат нас, что этот ветхий человек, это падшее человеческое естество должно потихоньку умерщвляться. Это - добродетель «умерщвления», по-латыни mortificatio.

9.      Эта добродетель умерщвления есть постоянное расположение (habitus) к борьбе против нашего падшего и израненного человеческого естества.

10.    Наше падшее человеческое естество, «ветхий человек», склоняет нас к лени, к слабости, к избытку комфорта, избытку удовольствия. Это падшее человеческое естество желает ныть, высмеивать, быть суровым с другими, судить их, унижать их, быть немилосердным, лгать, мошенничать, воровать. Это израненное естество желает быть прославленным, почитаемым, быть суетным, гордым, прожорливым. Оно хочет быть самым важным и великим. Оно хочет слишком много есть, слишком много пить, иметь всё, что захочется.

11.    Наше падшее естество это порочный зверь, порочное животное, которое должно быть выдрессировано благодатью, молитвой, дисциплиной и добродетелью. Католики должны решиться взять меч и щит умерщвления и дисциплины, и сражаться с этим порочным зверем нашего падшего естества.

12.    Мы должны понять, что мы все имеем это падшее человеческое естество, и мы все обязаны с ним бороться. Философ эпохи модерна Руссо учил, что мы должны «слушаться нашей природы», и ежели наша природа хочет лениться или грешить, то мы должны слушаться нашей природы! Но это страшное заблуждение и ложь! Руссо последовал своему совету и стал одним из самых грустных и жалких людей.

13.    Нет! Католики следуют советам Господа нашего Иисуса Христа и св. Павла. Мы должны бороться против сего «ветхого человека», этого падшего естества, и с течением времени восстанавливать порядок и добродетель в наших душах, следуя морали и Закону Божию.

14.    Итак, давайте часто прибегать к св. Мессе и Таинствам, дабы получить благодать и силу в борьбе с этим падшим естеством. Нам необходима Божья благодать, чтобы бороться с этим порочным животным. Нам необходима молитва, чтобы побороть этого «ветхого человека». Давайте почаще молиться, чтобы вернуть порядок в наши души. Мы не можем сделать этого своею силою.

15.    Давайте также обратимся к Пренепорочному Сердцу Марии и попросим Её помочь нам. Ибо Она одна есть «Непорочное Зачатие». Она одна зачата без первородного греха. Она – наша Матерь и наша Царица, и Она может помочь нам признать наличие этого ветхого человека и потихоньку умертвить его, а так же восстановить порядок и добродетель в наших душах. Аминь.