Объяли меня стоны смертные

отец Шейн Карло Пеццутти FSSPX

Объяли меня стоны смертные
Слово на Воскресение Семидесятницы

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие верующие!

 

Мы уже вступили в богослужебное время Семидесятницы (Septuagesima), и очень скоро мы вступим в покаянное время Великого Поста. Поэтому Церковь желает начать серьёзно и духовно готовить наши души к торжественному празднику Светлого Христова Воскресения – Пасхи. 

Как вы знаете, в начале каждой Святой Мессы после молитв у ступеней престола и первого окаждения оного, священник всегда читает Входной антифон (Introitus). Данный антифон не длинен, но всегда наполнен глубоким смыслом. Мы можем сказать, что Входное возвещает духовную тему и предмет для созерцания на этот литургический день. Обычно для него берутся стихи из Псалтыри.

Духовная тема и созерцание Воскресения Семидесятницы очень полезны нам на протяжении всего этого богослужебного времени. Входной антифон (Introitus) гласит: Circumdedérunt me gémitus mortis, dolóres inférni circumdedérunt me…” [«Объяли меня стоны смертные, скорби адовы окружили меня» – ср. Пс. 17, 6–7 Vulg.].

Что бы это значило? Почему этот именно антифон на Семидесятницу? Говоря вкратце, это краткая медитация над постоянным страхом смерти, присущим человечеству. Эти «стоны смертные» (gémitus mortis) и «скорби адовы» (dolóres inférni), можно сказать, представляют собою психологическую пытку для нас всех и для всего человечества. Они «окружают нас» (circumdederunt nos).  Смерть это факт. Смерть ждёт каждого из нас. Мы не можем её избежать, мы можем только лишь подготовиться к ней. Конечно же, все мы порою задумываемся о нашей смерти. Как это произойдёт? Где она будет? И так далее. Стоны смертные окружают нас и мучают наши умы, как и гласит Входное Семидесятницы.

О богослужении Семидесятницы мы можем сказать, что мы чувствуем эти «стоны смертные» (gémitus mortis) и «скорби адовы» (dolóres inférni). К примеру, сегодня мы не поём нашего прекрасного и радостного гимна Богу – Великого Славословия ("Gloria in excelsis Deo"). Празднование Рождества и Богоявления окончилось, и ангельская песнь радости ныне замолкла.

Также, во время сего времени мы не поём и не читаем «аллилуйи» на Мессе и на часах. Это ещё один литургический знак скорби и покаяния. Всё это ясно показывает нам, что богослужение Церкви хочет строго напомнить нам, что мы грешники и что «стоны смертные» (gémitus mortis) и «скорби адовы» (dolóres inférni) всегда «окружают нас» (circumdederunt nos).

Дорогие верующие, не забывайте, что книга Бытия гласит: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). Бог сотворил каждого из нас, Он – наш Творец. Мы существуем лишь потому, что Бог хочет, чтобы мы существовали. Наша жизнь и наше существование – прекрасный дар любви от Бога. Бог доказал Свою любовь к нам, и Он явил любовь Свою Адаму и Еве. Но любовь должна быть взаимной и обоюдной. Бог сперва возлюбил нас, но после этого Он попросил нас также доказать свою любовь к Нему. Итак, Он испытал нашу любовь.

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: „от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь“» (Быт. 2, 16–17).

Эта заповедь представляет собою Божественное повеление проявить  нашу любовь к Нему. Это центральное понятие и реальность в нашей религии и в нашей жизни. Любить Бога, мужа, жену, ребёнка, друга, приход, Отечество и так далее – это значит, что мы желаем им блага. Истинная любовь желает исполнить волю возлюбленного, даже если это требует пожертвовать тем, что нам хочется. Истинная любовь не эгоистична, но проявляет самопожертвование. Это и есть католическая любовь, христианская любовь, жертвенная любовь. Поэтому мы должны понять, что эгоизм это наш главный духовный враг.

Наш Небесный Отец, Бог Вседержитель, испытал любовь Адама и Евы. Он ясно выразил им Свою волю, а они были свободны исполнить её или нет. Но затем книга Бытия гласит: «И сказал змей жене: „подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?”» (Быт. 3, 1).

Диавол был первым созданием, отвергшим волю Божию, и Он пришёл на землю, чтоб наделать ещё больше революционеров. Он хотел сделать всё человечество мятежниками против Бога, чтобы они стали рабами его самого. Первой он искусил Еву. Как? Ложью. Он сказал ей: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» Это ложь! Диавол прекрасно знал, что Божественное повеление было совсем иным. Бог отнюдь не запрещал есть от всякого дерева. Диавол солгал, чтобы вложить в сознание Евы идею, что Бог несправедливый тиран. Он хотел сказать: «Как же это Бог запретил вам есть от всех деревьев? Как Бог мог ограничить вашу свободу?» Итак, мы можем сказать, что первое искушение было искушением ложной свободой.

Тем не менее, Ева ответила правильно: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3, 2–3). Конечно же, это было хорошо, что Ева ответила, процитировав Божию заповедь. Тем не менее, никогда не следует вступать в дискуссию с диаволом или с искушением. Никогда! Во время искушения мы должны немедля повторить заповедь Божию и отвергнуть искушение, но никогда не вступать в дискуссию с искушением или искусителем.

А сатана снова начал лгать: «И сказал змей жене: „нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло”» (Быт. 3, 4–5). Это второе искушение – гордыней и самопревозношением, «…и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 5).

После этого Писание гласит: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела» (Быт. 3, 6). Это было третьим искушением, катастрофическим для Евы.

После сего диавол просто рассмеялся. Ему даже не пришлось искушать Адама! Ева сама искусила своего мужа. Писание говорит: «и дала также мужу своему, и он ел»  (Быт. 3, 6).

Это было четвертым искушением. Мужчина должен был решать, слушаться ли Бога или женщины, Творца или твари. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3, 7).

После этого Бог пошёл им на встречу, Он звал человека (см. Быт. 3, 9), но Писание говорит: «и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3, 8). Бог спросил Адама: «“Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?“ Адам сказал, „жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел“» (Быт. 3, 11–12).

Затем Господь обратился к женщине: «что ты это сделала?» (Быт. 3, 13). Ева ответила Богу: «змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3, 13).

Дорогие верующие, это наша первая трагедия, и мы никогда не должны её забывать. Адам и Ева суть родители нашего человеческого естества. К сожалению, они последовали примеру диавола и прямо ослушались Бога. В связи с этим, Богу пришлось покарать их, а также и нас. Это и есть источник смерти и несчастий – грех.

Мы должны размышлять об этой нашей первой трагедии в саду Эдемском в период Семидесятницы и Великого Поста. Это из-за неё, а также из-за наших собственных грехов, мы должны честно изменить нашу жизнь, покаяться и предпринять реальное усилие перед Пасхой. На Воскресенье Семидесятницы мы читаем слова святого апостола Павла, гласящие: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище [этим словом в русском и церковнославянском переводах Библии назван стадион] бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (I Кор. 9, 24).

Это значит, что нужно больше усилий! К примеру, ежедневно читать Литанию Драгоценнейшей Крови Иисуса во время Предпостья. Пост даже в те дни, когда он не обязателен в это покаянное время. Читайте Розарий ежедневно! С верностью вносите ваши денежные пожертвования на церковь. Предпринимайте усилия!

Давайте принесём сегодняшнюю святую Жертву Тела и Крови Христовой и примем Святое Причастие в этих намерениях. И давайте прибегнем к заступничеству Пресвятой Богородицы Фатимской и Пречистого Сердца Марии! Аминь.