Литургическое движение

свящ. Шейн Карло Пеццутти FSSPX
Литургическое движение
Слово на II воскресенье Адвента

 

 

Дом Проспер Геранже OSB

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие верные католики!

 

Как нам известно, традиционная латинская месса, тридентская месса была мессой Католической Церкви по всему миру вплоть до времени II Ватиканского Собора. Но применительно к XVIII веку мы можем уверенно сказать, что традиционная Месса и богослужение не были, к сожалению, важной частью повседневной жизни католиков. Да, это правда, что святой Пий V восстановил мессу и богослужение после протестантизма, но затем жуткие ереси янсенизма и квиетизма начали атаковать духовную и богослужебную жизнь Церкви.

Отец Дидье Боннтер (из Братства святого Пия Х) пишет в своей книге «Литургическое движение» [Le Mouvement liturgique], что в XVIII веке холодная и скрупулезная янсенистская ересь пыталась отвадить католиков от принятия Таинств.

Также и квиетистская ересь полностью отвлекала души от богослужения, ибо для них литургия была не посредником между Богом и душой, а препятствием. Наконец, галликанские литургии в Европе были в ту эпоху крайне антиримскими, а значит, уводили души прочь от римской литургии. Итак, вся Европа была атакуема этими «антилитургическими» ересями.

Затем французская революция и либерализм начали разрушать Католическую Церковь в Европе, а это имело ужасные последствия для традиционной мессы и литургии. Следовательно, XVIII век был трудным столетием для традиционной мессы и католического богослужения. К сожалению, для клира и верующих того времени было трудно приблизиться к традиционной мессе и богослужению и понять их, и сделать их частью своей духовной жизни.

Тем не менее, милостию Божественного Провидения, в XIX столетии началось литургическое движение. Оно было возглавлено Домом Проспером Геранже, основателем  французской бенедиктинской конгрегации («Dom» - это принятое обращение к монахам бенедиктинского и ряда других орденов). У него были две цели: во-первых, вернуть духовенство к знанию Римской Литургии и любви к ней; во-вторых, соединить верующих с клиром во время жертвоприношения Святой Мессы, преподания Таинств, чтения Часов. Он начал с написания им книги «Литургический год». Затем он основал монастырь в Солеме, чтобы поддерживать исследования литургики и литургическую духовность.

Дом Геранже и другие монахи монастыря в Солеме, а также другие священники, начали исследовать, писать и проповедовать о красе традиционной Мессы, грегорианского пения и церковного богослужения. Они начали возбуждать новую любовь и набожность по отношению к традиционной мессе и богослужению. Они начали учить и изъяснять всё, что относится к прекрасным и древним церемониям традиционной мессы и богослужения. Началось настоящее и прекрасное литургическое движение. Католики начали ценить, понимать и любить традиционную мессу и богослужение. Когда он умер в 1875 г., все епархии Франции вернулись к римскому обряду, а литургическое благочестие распространилось повсюду среди духовенства и мирян.

Папа святой Пий Х продолжил такое литургическое движение в двадцатом веке. Он распорядился, чтобы епископы писали объяснения о богослужении в катехизисах и поучениях. Он также реформировал Часослов, продвигал грегорианское пение и церковную музыку, а также дозволил верным частое Причастие. Он поощрял католиков больше знать о Мессе и богослужении, чтобы лучше участвовать в святой Жертве, а, следовательно, внес значительный вклад в литургическое движение.

Литургическое движение, которое побуждало католиков и помогало им лучше понять традиционную Мессу и богослужение, начинало, как мы видим, очень хорошо. Тем не менее, как отмечает отец Боннтер, после смерти святого Пия Х литургическое движение было «угнано» обновленческими монахами и либеральными теологами, которые хотели использовать богослужение для своих экуменических и модернистских  целей. Мы можем сказать, что оно стало извращенным богослужебным движением. Оно начало продвигать модернизм, либерализм и экуменизм в исследованиях по литургике. К примеру, Дом Ламбер Бодуэн, бенедиктинец, был одним из этих монахов-модернистов. Этот монах начал распространять свои экуменические идеи среди литургического движения. Какова была их основная цель? Они хотели единства с протестантами и восточными схизматиками - не обращения их, а «единства» с ними! Он и иные ему подобные хотели такого богослужения, чтоб оно не задевало протестантов. Но сие значило, что Тридентский Собор был для них проблемой, ибо его учение о Мессе всецело антипротестантское и совершенно католическое.

Экуменизм, модернизм и заблуждение продолжали заражать литургическое движение на протяжении середины XX века. Оно становилось всё более и более опасным. Папа Пий XII был вынужден написать энциклику Mediator Dei в 1947 году, дабы защитить учение Католической Церкви о Мессе и Литургии против заблуждений «извращенного Литургического Движения». Mediator Dei повторила и изъяснила учение Церкви и Тридентского Собора.

Но, к сожалению, было уже слишком поздно. Папа Пий XII умер спустя несколько лет, а Иоанн XXIII был избран Папой. Увы, помыслы Иоанна XXIII были уже испорчены либерализмом и экуменизмом. Поэтому он был дружелюбен к новому извращенному литургическому движению.

Конституция о богослужении II Ватиканского Собора Sacrosanctum Conciliumпоставила вопрос о необходимости тотальной «реформы» латинской мессы и богослужения. Сие всегда было целью испорченного литургического движения, и, в конце концов, они одержали свою победу. Они хотели сфабриковать свою новую экуменическую Литургию. После Собора они составили совершенно новую Мессу, основанную на идеях этого извращенного и экуменического литургического движения.

Дорогие верные католики! Дом Геранже, святой Пий Х и изначальное литургическое движение хотели научить нас лучше понимать прекрасную традиционную латинскую Мессу. Это было изначальной целью литургического движения, и это было «душой» и «сердцем» архиепископа Марселя Лефевра и Братства святого Пия Х. Но извращенное литургическое движение испортило это и сфабриковало новую экуменическую Мессу.

А теперь даже среди «традиционалистов» завелось это новое извращенное литургическое движение, для которого самое важное – эстетика и искусство. Они хотят красивых богослужений, но при этом приемлют и новую Мессу. Нет, дорогие верующие, самое важное - это вероучение! Мы храним традиционную Мессу не ради ее красоты, не ради искусства или истории, но ради того, что она есть доктринальная и духовная пища.

На протяжении этого времени Адвента давайте находиться рядом с Пресвятой Девой Марией. Давайте читать наши Розарии и готовится к благодатям Рождества. Святая Месса и богослужение должны быть в центре нашей духовной жизни, ибо вероучение должно быть указателем нашей жизни, а также, поскольку это через богослужение мы воистину встречаемся вдруг с Господом нашим Иисусом Христом. Аминь.