Четыре последние вещи

свящ. Шейн Карло Пеццутти FSSPX

Четыре последние вещи

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Дорогие верующие!

Мы приближаемся к концу церковного литургического года. Как вы знаете, церковный литургический год это прекрасный одногодичный цикл праздников и обрядов, которые иллюстрируют, объясняют и празднуют события жизни Господа нашего Иисуса Христа и существенные тайны католической религии. Мы начинаем с Адвента, затем Рождество, затем Богоявление, затем Четыредесятница, затем Пасха, затем Вознесенье, затем Пятидесятница. Наконец, Воскресенья по Пятидесятнице приводят нас к празднику Христа-Царя, к празднику Всех Святых, к Дню поминовения усопших. После этого мы подходим к концу литургического года.

Конец литургического года всегда настает в течение ноября. На протяжении ноября месяца мы начинаем чувствовать в наших костях пронизывающий холод наступающей зимы. Мы начинаем видеть замороженные и бесплодные деревья, которые до этого были полны разноцветных листьев в красе лета. Дни становятся короче и темнее. Зима наступает. Во время этого богослужебного времени кажется, будто жизнь повсюду вымирает, и что смерть повсюду кругом. Это нам естественное напоминание, что наша смерть тоже грядет.

Итак, на протяжении этого времени, ноября, Церковь и священное богослужение напоминают нам о том, что Предание зовет «четырьмя последними вещами»: смерть, суд, рай и ад. Конец литургического года это символ, напоминание о конце нашей собственной жизни. Это напоминание, что мы все будем судимы Всемогущим Богом, и что будет также и всеобщий суд над всеми человеками. На протяжении ноября Церковь желает напомнить нам, что после смерти и суда будут небеса или ад.

Однажды сама смерть возьмет нас. Мы не можем избежать ее. Это страшное наказание человека за грех. Мы должны быть духовно готовы к этому дню. Мы не знаем, когда этот момент наступит, но мы всегда должны быть готовы. Поэтому мы должны попытаться всегда быть в состоянии освящающей благодати. Мы не можем жить неделю за неделей в состоянии смертного греха. Ежели мы знаем, что мы в состоянии смертного греха, мы должны приступить к исповеди как можно скорее. Если исповедь невозможна, то нам стоит попробовать сотворить акт совершенного сокрушения, а затем, когда исповедь станет возможна – мы должны исповедоваться.

После смерти каждый из нас будет судим. Некоторые святые говорят, что Бог покажет нам всю нашу жизнь в одно мгновение. Словно сложный фильм мы просмотрим всю нашу жизнь. Мы увидим все наши грехи и все наши добрые дела. Мы ясно увидим всякий раз, когда мы выбирали возлюбить Бога или возлюбить грех. Мы увидим нашу вину, а также нашу заслугу. Затем Бог провозгласит Свое торжественное суждение – рай, чистилище или ад. Мы полностью поймем суждение Божье. Мы увидим свидетельство против нас, и это будет неоспоримо. Как говорит секвенция “Dies Irae”,Quantus tremor est futurus, quando iudex est venturus, cuncta stricte discussurus!” [Какой тогда трепет будет, когда Судия приидет, каждого строго рассудит!] Когда Бог судит нас, сие будет строжайше справедливо, и мы полностью осознаем, что Его суд прав. Время милосердия закончится.

Liber scriptus proferetur, in quo totum continetur, unde mundus iudicetur[Рукописание будет выставлено на всеобщее обозрение, в коем содержится всё, на основании чего мир будет судим]. Вся наша жизнь записана в этой книге суда, ничего не позабыто. Мы не можем скрыть. «Iudex ergo cum sedebit, quidquid latet apparebit: nil inultum remanebit» [Итак, когда Судия воссядет, всё, что сокрыто было, откроется, ничто не останется без воздаяния]. Ничто не может скрыться от Божественного Судии.

Большинство из умерших без смертного греха будут судимы и незамедлительно отправятся в чистилище. Церковь учит как о догмате, что чистилище несомненно существует, и святые утверждают о его существовании. Некоторые святые были избраны Богом, чтобы активно посещать чистилище. Одной из них была святая Мария Магдалина Пацци. Бог возжелал показать ей само чистилище, чтобы дать ей понять, сколь серьезен грех, и научить этой истине других. Она увидела различные страдания различных грешников. Всякая душа должна быть очищена от личных недостатков и несовершенств.

Почему же существует чистилище? Чистилище существует, поскольку мы не воспринимаем всерьез наше совершенствование и очищение на земле. Поскольку мы не очистились сами от наших грехов и пороков на земле, Богу подобает закончить сию работу в чистилище. Бог столь свят и столь чист, что мы должны стать совершенно святыми и чистыми, дабы узреть Его и пребыть с Ним на небесах. Итак, чистилище существует, поскольку мы не понимаем святости Божией и зла греха. Мы не понимаем, сколь грязна и запятнана наша душа после греха. Если бы мы понимали такие вещи, то мы сделали бы освящение и совершенствование важнейшим трудом нашей жизни. Но мы ленивы и равнодушны к этому, поэтому чистилище необходимо.

Святая Екатерина Генуэзская сказала, что когда душа судима Богом, она понимает Божию святость. Она также понимает свою собственную грязь и несовершенство. Поэтому она желает пойти в чистилище. Ей хочется быть очищенной. Предстать пред Богом с такими несовершенствами – это причиняет душе только боль и унижение. Она желает чистилища.

На протяжении данного богослужебного времени давайте посетим кладбища, помолимся об усопших и сосредоточимся на четырех последних вещах: смерти, суде, рае или аде. Давайте помыслим и о чистилище, и начнем труд очищения в этой жизни.

Iuste iudex ultionis, donum fac remissionis, ante diem rationis [Правый Судия воздаяния, даруй отпущение до дня отчета]. Аминь.