Четыре части святой Мессы и святые чувства на ней

свящ. Шейн Карло Пеццутти FSSPX
Четыре части святой Мессы и святые чувства на ней

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие верующие!

По причине своего падшего естества человек не в состоянии правильно чтить и познавать истинного Бога.  Посмотрите на историю тысяч разных ложных религий и тысяч различных способов, которыми люди чтили богов и приносили им жертвы. К примеру, шумеры, египтяне, греки, римляне и т. д.

Тем не менее, Израиль разнился от них. В Ветхом Завете Сам Бог научил израильтян как правильно Его славить. Мы можем сказать, что Сам Бог был миссионером. Столетиями израильтяне были рабами в языческом Египте. Конечно же, они сохранили что-то от их собственной истинной религии от Авраама, но вера их была неблагоприятным образом повреждена во Египте. Бог вывел их из Египта, но, как и всякий миссионер, Он был вынужден учить народ Свой, как воздавать истинное почитание истинному Богу. Он научил их, как устроить скинию и все священные сосуды для приношения многочисленных жертв, каждений, хлеба и т. д.

Это было в Ветхом Завете. Тем не менее, мы веруем, что Господь наш Иисус Христос пришел как Божий Помазанник – Мессия, и даровал Новый Завет. Он учил нас, что Новый Завет есть исполнение Ветхого Завета. Он сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17). Наш Господь установил Новый Израиль, Католическую Церковь, и Он даровал нам новую Жертву, Святую Мессу. Но мы никогда не должны забывать, что Месса это исполнение всех ритуалов и церемоний Ветхого Завета, сумма всех Божественных уроков, относящихся к истинному культу. Евхаристия – это сокровищница всех тех духовных уроков и гораздо более. Но МЫ должны знать, ЧТО происходит и ЧТО положено делать на Мессе, чтобы лучше уразуметь Мессу. Церковь и святые дали нам множество правильных путей участия в Мессе. Но я хочу предложить простой, но действенный метод понимания и вхождения в сердцевину каждой части Мессы в правильном духе и с правильным чувством.

Святая Месса традиционно делиться на две части – литургия оглашенных [missa cathechumenorum] (от начала богослужения до оффертория) и литургия верных [missa fidelium] (от оффертория до конца богослужения). Но мы также можем подразделить литургию оглашенных на две части: например, на Приготовительные Молитвы и Священное Наставление, а литургию верных – на Священное Жертвоприношение и Причащение. Итак, идя на Мессу, приготовьте себя! Sursum Corda!  [Горé {то есть «ввысь»} сердцà!] Когда вы идете на мессу, то в первую очередь помните, что суть четыре основных части Мессы: Приготовительные Молитвы, Священное Наставление, Священное Жертвоприношение и Причащение. Затем вы поймете, ЧТО происходит, но вы также должны духовно участвовать в сих четырех частях мессы. Вы не просто в театре каком-то. Евхаристия требует молитвы, веры и участия. На протяжении Мессы вы должны постоянно держать в мысли два вопроса: «Что происходит?» и «Что мне надо делать?» Итак, я предложу вам четыре простых мысли и религиозных чувства, чтобы понимать каждую из этих четырех частей и лучше участвовать в ней.

Когда Бог явился Моисею, Он сказал: «не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3, 5). Первая часть Мессы это «Приготовительные Молитвы». Что происходит? Читаются молитвы у ступеней престола, исповедание грехов [Confiteor], входное [Introitus], «Господи, помилуй» [Kyrie] и Великое славословие [Gloria]. Первая часть помогает нам понять самую основную религиозную истину: Бог есть Всесвятый, мы же суть грешники. Мы недостойны приблизиться к Нему или к Его священному жертвеннику. Алтарь это святое место, где пребывает Бог и где Он встречается с человеком, а мы-то недостойны. Это учение постоянно повторяется в Ветхом Завете. Итак, что нам нужно делать во время Приготовительных Молитв? Никогда не забывайте иметь смирение и сокрушение о грехах в начале мессы. Это не искусственное смирение, а истинное смирение, признающее, что мы недостойны приблизиться к жертвеннику Божию. Смирение – основа религии.

Затем мы переходим ко второй части Святой Мессы: Священному Наставлению. Что происходит? На протяжении этой части Мессы мы внемлем Священным Писаниям, слушаем проповедь и поется Символ веры [Credo]. Что мы должны делать во время этой части Мессы? Ну, конечно же, слушать. Но это не просто учебный класс. Мы должны также МОЛИТЬСЯ, чтобы Господь даровал нам особый свет к уразумению того, что мы слышим. Вот почему это «Священное Наставление», а не просто «наставление». Может быть, мы сто раз слышали эти чтения, может быть, проповедь скучная, но если мы помолимся, то Бог ВСЕГДА научит вас во время этого священного наставления чему-нибудь новому и важному.

Затем мы переходим к третьей части Святой Мессы: Священному Жертвоприношению (в которую входит всё от оффертория до Причащения). Что происходит? Священник освящает и приносит Тело и Кровь Христа Богу Отцу. Что мы должны делать? Тут мы должны припомнить наши конкретные грехи, пороки, несовершенства и слабости, и мы должны принести Господу жертву во умилостивление за наши грехи. Это представляет  собою цель жертвы и сие есть сердце Мессы. Во время этой части Мессы у нас уже есть Тело и Кровь Христовы на престоле, а значит, мы имеем совершенное умилостивление за грехи наши, но мы должны быть не только зрителями, но и участниками (со священником).

Четвертая часть святой Мессы есть Причащение. Что происходит? Во время этой части Мессы мы принимаем Тело и Кровь Иисуса. Что нам надо делать? Глагол «принимать» подобен глаголу «веровать». Например, мы говорим, что веруем в Боговоплощение. Уверование, это духовное потребление некоей истины. Мы веруем, что Сын Божий стал человеком, и мы принимаем эту истину в наше сознание. Подобным образом мы принимаем Тело Христово. Мы должны совершить акт веры, когда мы принимаем Святое Причастие: «Господи Иисусе! Я верую, что Ты – Сын Божий и что Ты вочеловечился. Я приемлю Тебя!» Причастие это публичное выражение нашей веры в Спасителя и в Его Крест и Страсти. Мы также должны просить Его исцелить наши немощные души, ибо Он есть Хлеб жизни, хлеб нашей грешной души. «Господи Иисусе! Исцели душу мою грешную!»

Дорогие верующие! Святое жертвоприношение Мессы должнó всё более и более становится средоточием и сердцем нашей духовной жизни и религиозной практики. Эти четыре части Мессы помогают нам по-настоящему практиковать религию: смирение, сокрушение, поклонение, прошение, священное наставление, жертва, вера, надежда, любовь. Давайте попросим Пренепорочное Сердце Марии помочь нам всё более и более возлюбить Святую Мессу, и участвовать в Мессе со всё более подлинным и искренним благочестием. Аминь.