Апостольское Послание по собственному почину (motu proprio) обнародованное

  

Бенедикт XVI

Апостольское Послание
по собственному почину
(motu proprio) обнародованное

Summorum Pontificum

 

 

Всегда было заботою Верховных Первосвященников, от сих времен и навек, дабы Церковь Христова возносила Божественному Величеству достойное почитание, «в хвалу и славу имени Своего» и «на пользу всей Церкви Своей святой».

 

С незапамятных времен, также как и в будущем, соблюдается принцип, «в соответствии с которым всякая поместная Церковь должна согласовываться со Вселенскою Церковью не только в вероучении и таинственных знамениях, но и в богослужебном обиходе, общепринятом по апостольскому и продолжающемуся преданию, который должен соблюдаться не только ради избегания заблуждений, но и для истинной передачи целостности веры, ибо церковный закон молитвы ее правилу веры соответствует» (1).

 

Среди Пап, которые оную должную заботу имели, особенно выделяется имя Григория Великого, который позаботился о передаче новым народам Европы как католической веры, так и сокровищ культа и римской культуры, накопленных римлянами в предыдущие века. Он повелел определить и сохранить образ служения священной литургии – и жертвоприношения Мессы, и богослужения Часов, как они совершались во Граде. Монахов же и монахинь, подвизающихся по уставу св. Бенедикта, наипаче поддерживал в том, чтобы они повсюду, наряду с благовествованием Евангелия, украшали житие свое следованием той спасительной норме Устава, по которой «делу Божию ничего не должно предпочитать» (Устав св. Бенедикта, гл. 43). Таким образом, священная литургия, по римскому чину свершаемая, не только веру и благочестие, но и культуру различных народов обогатила. Надлежит констатировать, что латинская литургия в различных своих формах, наличествующих в Церкви, во все века христианской эпохи премногих святых в духовной жизни подвигла к преуспеянию, а также столько народов в добродетели благочестия утвердила и их набожность обогатила.

 

Дабы священная литургия данное назначение более действенно исполняла, многие другие Римские Папы брали на себя особую заботу об этом, среди них же наипаче выделялся св. Пий V. С великим пастырским рвением он, верный призыву Тридентского Собора, обновил всё богослужение церковное, позаботился об издании богослужебных книг, «восстановленных в святоотеческом обряде», и ввел их в обиход латинской Церкви. Среди римских богослужебных книг особо отличается Римский Служебник (Missale Romanum), который в граде Риме возник и на протяжении последующих веков постепенно принял форму, весьма близкую к той, которая процветала у недавних поколений.

 

«По мере же течения времени Римские Папы преследовали цель приноровить к новым временам и упорядочить богослужебные книги, а также с наступлением этого текущего века тщательнейшее свершить восстановление» (2). Так действовали наши предшественники Климент VIII, Урбан VIII, св. Пий X (3), Бенедикт XV, Пий XII и блаж. Иоанн XXIII. В недавнее же время Второй Ватиканский Собор выразил пожелание, чтобы были заново восстановлены и приноровлены к нуждам нашего времени подобающие богопочитанию уважение и почтительность. Руководствуясь этим пожеланием, Наш Предшественник Павел VI в 1970 г. одобрил для латинской Церкви восстановленные и частично обновленные богослужебные книги, которые по всей земле, будучи переведены на многие народные языки, епископами, священниками и верными были охотно приняты. Иоанн Павел II третье типическое издание Римского Служебника одобрил. Так Римские Папы действовали ради того, чтобы «сие литургическое как бы домостроительство <…> сызнова явилось бы сияющим достоинством и изяществом» (4).

<…>

 

В некоторых же местностях немалое число верных с такой любовью и чувством привязаны и всё более привязываются к прежним литургическим формам, которые столь глубоко пронизывают их культуру и духовность, что Верховный Первосвященник Иоанн Павел II, побуждаемый пастырской заботой об оных верных, даровал в 1984 г. специальным индультом  «Quattuor abhic annos», начертанным Конгрегацией культа Божия, право употреблять Римский Служебник, изданный Иоанном XXIII в 1962 г., а в 1988 году Иоанн Павел II снова призвал в Апостольском Послании, по собственному почину (motu proprio) обнародованном «Ecclesia Dei», епископов к широкому и великодушному применению сего в пользу просящих того верных.

 

Настойчивые мольбы оных верных, давно уже обращенные к Предшественнику Нашему Иоанну Павлу II, тщательно рассмотрев, выслушав отцов-кардиналов на консистории, имевшей место 23 марта 2007 года, во всём окончательно разобравшись, призвав Святого Духа и уповая на Божью помощь, Мы ПОСТАНОВЛЯЕМ в настоящем Апостольском Послании следующее:

 

Ст. 1. Римский Служебник, обнародованный Павлом VI, является ординарным выражением «закона молитвы» (legis orandi) Католической Церкви латинского обряда. А Римский Служебник, обнародованный св. Пием V и переизданный блаж. Иоанном XXIII, употребляется как экстраординарное выражение того же «закона молитвы» (legis orandi) Церкви и, ради достопочтенного и древнего употребления, пользуется должным почитанием.  Эти два выражения «закона молитвы» Церкви никоим образом не вводят разделения «правила веры» (legis credendi) Церкви, ибо они суть два обихода одного латинского обряда. Поэтому позволительно совершать жертвоприношение Мессы по типическому изданию Римского Служебника, блаж. Иоанном XXIII в 1962 г. обнародованного и никогда не упраздненного, как по экстраординарной форме литургии Церкви. Условия же, установленные для использования сего Служебника предыдущими документами «Quattuor abhic annos» и «Ecclesia Dei», заменяются на следующие:

 

Ст. 2. На Мессах, без народа служимых, любой католический священник латинского обряда, из белого или черного духовенства, может употреблять Римский Служебник, изданный Папой блаж. Иоанном XXIII в 1962 г., или же Римский Служебник, изданный Папой Павлом VI в 1970 г., и притом в любой день, кроме Священного Триденствия. Для такого служения по тому или другому Служебнику священник не нуждается в разрешении ни Апостольского Престола, ни своего Ординария.

 

Ст. 3. Если общины Институтов посвященной жизни или Обществ апостольской жизни, папского или епархиального права, желают служения св. Мессы по Служебнику, обнародованному в 1962 г., в своих храмах, это им позволено. Если отдельная община или весь Институт либо Общество это часто, или многократно, или постоянно совершать желают, вопрос решается главными Настоятелями, в соответствии с правовыми нормами  по законам и частным статутам.

 

Ст. 4. К присутствию на служениях, о коих см. выше ст. 2, могут быть допущены верные, которые об этом просят по собственному почину.

 

Ст. 5. § 1. В приходах, где непрерывно существует группа верующих, привязанных к традиции прежней литургии, настоятель их просьбы о служении по Римскому Служебнику, изданному в 1962 г., да примет охотно. Он должен предусмотреть, чтобы согласовать благо оных верующих с обычным приходским душепопечением, под руководством епископа в соответствии с кан. 392, избегая разногласий и заботясь о сохранении единства всей Церкви.

 

§ 2. Служение по Служебнику блаж. Иоанна XXIII может иметь место в будние дни; в воскресения же и праздники может быть только одно служение такого рода.

§ 3. Верным или священникам, это просящим, настоятель прихода, в данном случае в экстраординарной форме, дозволяет означенные служения в особых обстоятельствах, каковыми являются браки, погребения и служения при особых оказиях, например при паломничествах.

§ 4. Священники, использующие Служебник блаж. Иоанна XXIII, должны быть способны к этому и не иметь препятствий по закону.

§ 5. В церквах, которые не являются ни приходскими, ни монастырскими, вышеназванные разрешения предоставляются ректором церкви.

 

Ст. 6. На Мессах, служимых по Служебнику блаж. Иоанна XXIII при народе, чтения Писания могут быть прочитаны на народном языке, используя издания, одобренные Апостольским Престолом.

 

Ст. 7. Где какая-либо группа верующих-мiрян, о которой идет речь в ст. 5 § 1, не получит от настоятеля прихода просимого, для уточнения вопроса да обращаются к епархиальному архиерею. Епископ усердно упрашивается, да услышит их пожелание. Если он устроить означенное служение не может, вопрос направляется на рассмотрение Папской комиссии «Ecclesia Dei».

 

Ст. 8. Епископ, который хочет обеспечить исполнение просьбы такого рода со стороны верующих-мiрян, но ему препятствуют различные причины, должен передать вопрос на рассмотрение Папской комиссии «Ecclesia Dei», которая даст ему совет и предоставит помощь.

 

Ст. 9. § 1. Также настоятель, всё тщательно взвесив, может дать разрешение использовать старые Требники при преподании Таинств Крещения, Брака, Покаяния и Елеопомазания, рекомендуя сие ради блага душ.

§ 2. Архиереям же дается власть совершать Таинство Мvропомазания, используя старый Римский Архиерейский Чиновник, рекомендуя сие ради блага душ.

§ 3. Неотъемлемое право клириков, имеющих посвящения, употреблять и Римский Часослов, обнародованный блаж. Иоанном XXIII в 1962 г.

 

Ст. 10. Неотъемлемое право местных Ординариев, если сочтут подходящим, учредить персональный приход старой формы римского обряда, в соответствии с нормой кан. 518, или назначить ректора либо капеллана, соблюдая положенное по закону.

 

Ст. 11. Папская комиссия «Ecclesia Dei», учрежденная Иоанном Павлом II (5), продолжает исполнять свои обязанности. Данная комиссия будет иметь форму, обязанности и нормы деятельности, какие Римский Папа ей придать соблаговолит.

 

Ст. 12. Та же комиссия, помимо уже имеющихся у нее полномочий, исполняет власть Святейшего Престола, надзирая над соблюдением и применением данных правил.

То, что Нами в этом  Апостольском Послании, по собственному почину (motu proprio) обнародованном, постановлено, всё – правильно и твердо. И это повелеваем соблюдать, невзирая ни на что противоположное, с 14 сентября (праздника Воздвижения Честного Креста Господня) сего года.

Дано в Риме, у св. Петра, месяца июля в седьмой день, в лето от Рождества Христова 2007-е, Нашего понтификата – в третье.

 

Бенедикт XVI, Папа

 

Примечания

 

1)      Общее наставление Римского Служебника, n. 397.

2)      Иоанн Павел II, Апостольское Послание «Vicesimus quintus annus», n. 4.

3)      Там же.

4)      Св. Пий X, Апостольское Послание, по собственному почину (motu proprio) обнародованное «Adhinc duos annos»; см. Иоанн Павел II, «Vicesimus quintus annus», n. 3.

5)      См. Иоанн Павел II, Апостольское Послание, по собственному почину (motu proprio) обнародованное «Ecclesia Dei», n. 6

 

Перевод с латыни © Д. Э. Пучкин, 2007.

 

 

 

Комментарий переводчика, не претендующий на официальный характер

 

Как явствует из самого содержания, в стт. 2–9 речь идет о двухобрядных общинах и духовенстве, употребляющих и старый, и новый обряды. Ст. 5 § 1 Послания ставит совершение традиционного богослужения  в двухобрядных приходах под контроль епископа (см.: кан. 392 ККП 1983). Статус однообрядных приходов со старым обрядом регулируется ст. 10 данного Послания и кан. 518 ККП 1983: «По общему правилу приход должен быть территориальным, охватывающим всех жителей данной территории. Но там, где это служит общему благу, следует создавать персональные приходы, определенные на основании обряда, языка, национальности верующих с некой территории, а также на иных основаниях». Естественно, в последних богослужения Пасхального Триденствия, всех воскресений и праздников должно совершатся по старому обряду, как это и было ранее в общинах, подотчетных Папской комиссии «Ecclesia Dei». К ним нормы ст. 2 и ст. 5 § 2 неприменимы по природе вопроса. Папская комиссия «Ecclesia Dei» получает ранее не имевшиеся у нее полномочия надзорного органа, имеющего реальную власть над правящими епископами в вопросах, отнесенных к ее компетенции (стт. 7, 8, 12).

Tags: