Что неправильно в Novus Ordo Missae?

A. Предварительные замечания

1. Критика Нового Чина Мессы ни в коем случае не может быть критикой Мессы самой по себе, поскольку Месса является Жертвоприношением нашего Господа, которое Он завещал Своей Церкви. Мы лишь исследуем, подходит ли Новый чин для олицетворения и проведения сей величественной (august) Жертвы.
 

2. Тем, кто не знает другой Мессы, кроме Новой, трудно понять, чего они лишены, а посещение «латинской Мессы» таким людям кажется просто чем-то чуждым. Чтобы ясно понимать, о чём этот текст, нужно иметь чёткое понимание определенных истин нашей веры, касающихся Мессы. Только в их свете можно оценить Новый Чин Мессы.
 

Б. Что такое Novus Ordo Missae?

Каковы элементы, составляющие Новый Чин? Некоторые из них католические:

• священник,
• хлеб и вино,
• коленопреклонения,
• крестные знамения и т.д.,

но некоторые  - протестантские:

• стол,
• обыденная бытовая посуда,
• причастие под двумя видами и причастие в руку и т.д..

Итак, Новый Чин смешивает эти противоположные элементы, формируя литургию для модернистской религии, представляющей собой брачный союз Церкви и мира, католичества и протестантизма, света и тьмы. В самом деле, вот как Новый Чин определяет сам себя:

• как трапезу (противоречит принципу 11). Это видно по использованию стола, вокруг которого собирается Народ Божий, чтобы преподнести хлеб и вино (противоречит принципу 18) и причаститься от единой чаши, часто под двумя видами (противоречит принципу 15) и в руку (противоречит принципу 16) (Отметим также почти полное исчезновение упоминаний о жертвоприношении). 
• как повествование о прошедшем событии (противоречит принципу 12). Так говорит вслух громогласно некто председательствующий, повторяющий слова Господа нашего словно он читает Писание, а не произносит формулу Таинства, и не делает паузы доколе не показажет Гостию народу.
• собрание общины (противоречит принципу 13). Христос считается присутствующим «в душе», но на Его присутствие в Таинствах не обращают внимания (противоречит принципам 16 и 17).

Также следует отметить многочисленные изменения в рубриках:

• предстоятель стоит лицом к народу на том месте, где раньше была дарохранительница.
• сразу после Пресуществления все возглашают, что Господь «грядет вновь».
• священную утварь более не покрывают позолотой.
• частицам Тела Христова не воздается должного почтения (противоречит принципу 15):

a. после Пресуществления священник более не держит указательный и большой пальцы соединенными.
b. литургические сосуды более не очищаются после использования.
c. причастие очень часто преподают в руку.
d. число коленопреклонений священника и народа значительно снизилось.
e. народ делает много такого, что раньше делал лишь священник.

Более того, Новый Чин определяет себя следующим образом:

Вечеря Господня, или Месса, или священное собрание (греч. synaxis), или собрание народа Божьего под предстоятельством священника, для совершения воспоминания Господа (Папа Павел VI, Institutio Generalis, §7, изд. 1969 г.).

Какова цель Novus Ordo как обряда?

«…намерением Папы Павла VI, учитывая, как обычно называли Мессу, было реформировать католическую литургию таким образом, чтобы она почти совпадала с протестантской литургией… это было экуменичеческое намерение Папы Павла VI – удалить, исправить, или хотя бы сгладить все в традиционном смысле слишком католическое в Мессе и, я повторяю, сделать католическую Мессу ближе к каливинистской…»    *

________________________________________

*Жан Гиттон (Jean Guitton), 19 декабря 1993 в A propos (17), стр. 8 слл. [также в Christian Order, октябрь 1994]. Жан Гиттон был близким другом Папы Павла VI.  Павел VI имел 116 его книг и сделал заметки в 17-ти из них:

То, что намерение Павла VI было достигнуто, разъясняется Майклом Дэвисом:
«Когда я начал работу над этой трилогией, я был обеспокоен тем, насколько католическая литургия стала протестантизированной. По мере того, как углублялись мои исследования Революции, более очевидным становилось, что одним из ее этапов был протестантизм, а конечная цель ее – гуманизм» (Pope Paul's New Mass, стр. 137 и 149).  
________________________________________
 

Последнее утверждение справедливо, если учитывать осуществленные изменения, достигнутые результаты и тенденции современного богословия, даже папского (см. вопрос 7).
 

5. Кто создал Novus Ordo Missae?

Новый Чин Мессы - это изобретение литургической комиссии, называемой Consilium, путеводной звездой которой был о. Аннибале Буньини (Annibale Bugnini) (рукоположенный во архиепископы в 1972 г), и в которую также входили шесть протестантских экспертов. О. Буньини (главный автор соборной конституции Sacrosanctum concilium) имел собственное мнение о вовлеченности народа в литургию (La Riforma Liturgia, A. Bugnini, Centro Liturgico Vincenziano, 1983), а протестантские консультанты придерживались собственных еретических взглядов на сущность Мессы.   

Но человеком, авторитет которого утвердил Novus Ordo Missae, стал Папа Павел VI, обнародовавший Новый Чин апостольской конституцией Missale Romanum (3 апреля 1969 г.)    

6. Папа Павел VI на самом деле сделал это?

• В оригинальном варианте Ап. Конст. Missale Romanum, подписанном Папой Павлом VI, не упомянуто, что хоть кто-то обязан служить/посещать Novus Ordo или хотя бы что такая обязанность когда-нибудь появится.
• Переводчики конституции неверно перевели слова "cogere et efficere" (т.е. «подводить итоги, обобщать» и «делать заключение, вывод») как 
«иметь силу закона».

• В этой версии, внесенной в Acta Apostolicae Sedis (где записаны все официальные папские тексты) имеется добавленный параграф, «предписывающий» новый Миссал, но используется неправильное время, а именно прошедшее, и получается praescripsimus (лат. «мы предписали»), тем самым имеется ввиду, что обязанность уже была. Более того, в Missale Romanum ничего не предписано, но, скорее, разрешается совершать «Новый обряд» (The Angelus, март 1997, стр. 35).  

Возможно ли, чтобы Папа Павел VI желал этот миссала, но чтобы миссал не был должным образом предписан в качестве обязательного (более того, известно, что Папа Павел VI подписал Institutio Generalis (Общее наставление к Римскому Миссалу) не читая его и без уверенности, что Общее Наставление было одобрено Священной Канцелярией)?  

В. Оценка Novus Ordo Missae

1. Вынося суждение о Novus Ordo Missae как таковом в его латинском варианте (напечатанном в 1969 г.)* кардиналы Оттавиани и Баччи написали:

«Новый Обряд представляет собой – как в целом, так и в деталях – поразительный отход от католического богословия Мессы в том виде, как оно было сформулировано на XXII сессии Тридентского Собора»(Краткое критическое рассмотрение Нового Чина Мессы, 25 сентября 1969  http://mos.fsspx.ru/katolicheskaya-cerkov/kratkoe-kriticheskoe-rassmotrenie-novogo-china-messy-breve-esame-critico-del )

________________________________________
 

* Novus Ordo Missae, совершаемый согласно типическому изданию 1969 г. может выглядеть очень похожим на традиционный римский обряд: предстоятель произносит большинство (если не все) молитвы по-латыни, стоит лицом к дарохранительнице, одевает традиционные литургические облачения, ему прислуживают только министранты мужского пола, богослужение сопровождает григорианский хорал и т. д.; в этой официальной Мессе нет современных злоупотреблений, таких как причастие в руку, экстраординарные служители евхаристии, литургические танцы, Мессы под гитару и т. д. Но вышеупомянутые кардиналы критиковали Новый чин Мессы не за злоупотребления, но, наоборот, за его сущностное содержание и внешнюю форму.    
________________________________________
 

И архиеп. Лефевр определенно согласен с ними, когда пишет:

«Novus Ordo Missae, даже когда служится благочестиво и с уважением к литургическим предписаниям, остается пронизанным духом протестантизма. Он несет в себе яд, опасный для веры» (Открытое письмо к растерянным католикам, [приложение 2])

Умаление католических элементов и выделение протестантских, которые проявляются в Новом чине Мессы, делает этот чин опасным для нашей веры, поскольку ему недостаёт блага, которое должно быть в священном чине Мессы. 

2. По их плодам познаете их:

Нам обещали, что Новый чин Мессы возродит рвение католиков, вдохновит молодежь, вернет отступников и привлечет не-католиков.   
Кто сегодня может сказать, что Новая Месса принесла эти плоды? Разве не вместе с Новой Мессой вместо обещанного появились такие вещи, как значительное снижение посещаемости Мессы и числа призваний, «кризис идентичности» у священников, спад обращений в католичество и рост отступничества?   

3. Папа обнародовал Новый чин Мессы, но следует ли из этого, что Новый Чин католический? Нет, поскольку безошибочность Церкви не защищает лично Папу от утверждения имеющих недостатки и модернистских обрядов для латинского обряда Церкви. Более того, Новый Чин Мессы:
 

• не был обнародован должным образом (и, следовательно, не имеет силы закона; см. [vi] выше)
• конституция Missale Romanum не содержит указания, что старый римский обряд (так же известный как тридентская или традиционная Месса) упразднен или заменен новым, а значит, согласно Quo primum (
http://mos.fsspx.ru/katolicheskaya-cerkov/papa-sv-piy-v-bulla-quo-primum-tempore) (которая де-юре все еще является литургическим законом и, следовательно, официальной Мессой римского обряда)  

• и, наконец, конституция Missale Romanum не подпадает под условия безошибочности Церкви *
________________________________________

 

Следует помнить, что папа пользуется своей безошибочностью не только когда определяет учение по вопросам веры и нравственности (и связанных с ними предметов), но также когда окончательно определяет нечто своим апостольским авторитетом (D 1839, DS 3074). Что же касается Novus Ordo Missae, то Папа Павел VI заявил следующее (19 ноября 1969 г.):

«Обряд и связанные с ним рубрики сами по себе не являются догматическими определениями. Они восприимчивы к различным богословским оценкам, зависящим от литургического контекста, к которому относятся. Они суть жесты и выражения, связанные с религиозным действом прошлого и настоящего, которое затрагивает невыразимую тайну Божьего присутствия; это действо, которое не всегда совершается одинаково, действо, которое можно рассмотреть лишь через богословский анализ, а выразить – через богословские формулировки, которые логически удовлетворяют этому анализу».  

NB: Также необходимо понимать, что папская булла Quo primum является не безошибочным учительством, а лишь дисциплинарным документом о литургическом праве, регулирующим Тридентский обряд (подробнее см. FAQ).  
________________________________________
 

Г.  Если это так, можно ли утверждать, что Новый Чин Мессы недействителен?

Такой вывод не обязательно следует из приведенных выше дефектов, какими бы серьезными они ни были, потому что только три вещи необходимы для действительности (предполагающие наличие действительным образом рукоположенного священника):

• материя,
• форма,
• и намерение.

Однако служащий священник должен желать делать то, что делает Церковь. Новый Чин Мессы сам по себе более не гарантирует, что у него есть такое намерение. Она будет зависеть от личной веры священника (как правило, неизвестной, но всё более сомнительной из-за того, что кризис в Церкви затягивается)
Таким образом, действительность Новой Мессы может быть сомнительной, и со временем это усугубляется.

Формулы пресуществления, особенно вина, были искажены. Сохранилась ли неповрежденной «сущность таинства»? И существует еще большая проблема с Мессами на местных языках, когда pro multis (лат. «за многих») было умышленно переведено как «за всех». Хотя мы должны предполагать, что несмотря на все изменения, пресуществление всё ещё происходит, всё это усиливает сомнения.

Д. Учитывая всё вышесказанное, имеем ли мы обязанность перед совестью участвовать в Новой Мессе?

Если Новый Чин Мессы не является католическим, то участие в Новой Мессе не исполняет воскресную обязанность. Многие католики, участвующие в Новой Мессе, не осведомлены о степени проникновения серьезных изменений и не имеют вины. Однако, католики, знающие о поврежденности Новой Мессы, не имеют права в ней участвовать. Они могут лишь физически присутствовать на ней, но не участвовать молитвенно, и то лишь по семейным причинам (похороны, венчание и т. д.).